В Петербурге открылась выставка «Сергей Чобан: рисунки и проекты»

Центр искусства и музыки библиотеки им. Маяковского (Невский проспект, 20) открыл выставку «Сергей Чобан: рисунки и проекты». Ее жанр можно определить как размышления на бумаге известного петербургского и берлинского архитектора о том, каким должен быть современный город с богатой историей.

В Петербурге открылась выставка «Сергей Чобан: рисунки и проекты» | РЕПРОДУКЦИЯ. ФОТО АВТОРА

РЕПРОДУКЦИЯ. ФОТО АВТОРА

Вернисаж состоялся в формате видеомоста Петербург – Берлин. Зоя Чалова, директор Маяковки, говорила о том, что современная библиотека это не пыльный склад книг, а «третье место» (после дома и работы), куда люди приходят за новыми мыслями и эмоциями. И первый опыт сотрудничества с Чобаном дает для этого много поводов. Автор, говоря о выставке, пояснил, что его интересует ценность европейского города, который в отличие от азиатских и американских городов сохраняется во времени, наслаивая один архитектурный стиль за другим. Ему интересно «чтение этих слоев», когда античные колонны гармонично смотрятся рядом c барочными церквами. Причина сочетаемости – те и другие красиво стареют.

Выставка изначально была задумана как интерактивное действие. В течение одной летней недели 2020 года Сергей Чобан намеревался в присутствии публики рисовать в ротонде Голландской церкви (там находится Центр искусства и музыки) архитектурные фантазии на темы содружества разных эпох. Пандемия эти планы нарушила. Маяковка предложила Чобану перенести проект на более поздний срок, а сейчас организовать небольшую ретроспективу архитектора. Так сложились «Рисунки и проекты».

В центре выставки – рисунки из серии «Оттиск будущего. Фантазии на тему Пиранези». Чобан размышляет о возможности (или невозможности) сосуществования старой и модернистской архитектуры. Эту серию дополняют изысканные скетчи «Окна Петербурга», когда через оконный переплет мы легко узнаем Казанский собор и другие знаковые городские памятники.

Вторая часть ретроспективы – фотографии зданий, построенных в разных странах. Среди них визитная карточка Чобана – берлинский AquaDom. Это цилиндрический аквариум из акрилового стекла диаметром 11,5 метра и высотой 16 метров. В одном миллионе литров морской воды обитают полторы тысячи рыб. В центре аквариума двигается панорамный лифт для зрителей.

Среди других, очень разных построек показаны российский павильон на Экспо-2015 в Милане; Музей сельского труда в калужской деревне Звизжи, построенный в виде 8-метровой колонны из глинобитных конструкций; православный храм Георгия Победоносца в Германии, созданный в духе новгородской средневековой архитектуры.

Финальный раздел выставки показывает нового Чобана, который несколько лет назад занялся сценографией и музейным дизайном. Представлены оформление спектакля «Светлый путь. 19.17» в МХТ, выставка Джорджо де Кирико в Третьяковской галерее, «Паломничество русского искусства» в Библиотеке Ватикана. Как рассказал архитектор «Санкт-Петербургским ведомостям», для него это важный опыт работы с пространством в строго заданных рамках. Когда надо придумать что-то оригинальное, не только не вторгаясь в архитектуру исторических зданий, но и не затеняя ее.

#выставка #культура

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 14 (6852) от 28.01.2021 под заголовком «Окно в архитектуру».


Комментарии