В Строгановском дворце открылась выставка о Ленинградском рок-клубе

В этом году исполнится 40 лет Ленинградскому рок-клубу. По этому случаю планируются разные мероприятия. Первым круглую дату в истории отечественного рока отметил Русский музей выставкой в Строгановском дворце.

В Строгановском дворце открылась выставка о Ленинградском рок-клубе | ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

Стены четырех залов увешаны фотографиями. На почетном месте гитара Бориса Гребенщикова, здесь же адресная табличка «улица Рубинштейна, 13». Под стеклом напечатанный на машинке устав Ленинградского рок-клуба. Экземпляр рабочий с пометками на полях. Рядом варианты логотипа. Видно, что искали не только изображение, но и название: Ленинградский рок-клуб, Клуб любителей рок-музыки, просто рок-клуб, рок-клуб Ленинград. Дополняют картину сорокалетней давности документальные кадры, не вошедшие в фильм Алексея Учителя «Рок» 1987 года.

По традиции, днем рождения рок-клуба принято считать 7 марта. В этот день в 1981 году в Ленинградском межсоюзном доме самодеятельного творчества на улице Рубинштейна прошел концерт, в котором приняли участие «Пикник», «Зеркало», «Мифы» и «Россияне». Поскольку считалось, что члены рок-групп занимаются музыкой в свободное от работы время, клуб был приписан к Ленинградскому межсоюзному дому самодеятельного творчества. Самим музыкантам объединение было необходимо, чтобы легализовать концерты. Областной совет профсоюзов выделил деньги на аппаратуру, появился механизм «литования» песен, позволяющий исполнять их на законных основаниях.

Рок-клуб стал центром притяжения для музыкантов, творчество которых не укладывалось в советские культурные рамки. «Аквариум», «Зоопарк», «Кино», «Алиса», Александр Башлачев, «ДДТ» и множество других групп выступали на небольшой сцене дома самодеятельного творчества и на организуемых клубом фестивалях рок-музыки. «Живые» записи концертов 1980-х и первые альбомы «Аквариума», «Зоопарка», «Кино», «Алисы» сохранились. Любительской киносъемки до обидного мало. Фильм Учителя – исключение.

Первое, «золотое», десятилетие Ленинградского рок-клуба увековечено в фотографиях, сделанных, как правило, в сложных технических условиях, чаще всего любительской аппаратурой. Работу фотографов в то время можно назвать подвижнической и бескорыстной. О публикациях в советских изданиях не было и речи. Благодаря снимкам тех лет можно увидеть кадры концертов Виктора Цоя, Сергея Курехина, Майка Науменко, Александра Башлачева, окунуться в атмосферу их закулисной жизни, увидеть первые годы творческой карьеры Бориса Гребенщикова, Юрия Шевчука, Константина Кинчева и других музыкантов.

В проекте соседствуют отпечатки Андрея Вилли Усова, делавшего обложки для альбомов «Аквариума» и «Зоопарка», и снимки Валентина Барановского, художественно отражавшего концертную жизнь рок-клуба. Дмитрий Конрадт, Наташа Васильева-Халл и Владимир Быстров помимо концертов снимали закулисную и домашнюю жизнь музыкантов, документировали квартирники. Фотографии Джоанны Стингрей и ее сестры Джуди Филдс показывают мир русского рока в цвете, редком для съемок того времени. Включенность в среду позволила этим фотографам передать энергию и свободу, царящие в рок-клубе и вокруг него.

Работа над выставкой в музее началась год назад. Организаторы рассчитывали, что успеют отобрать материал. Но начался карантин, очное общение с фотографами прервалось.

– В конечном счете, я считаю, мы выиграли, – рассказывает координатор проекта Светлана Зинченко. – Принято считать, на выставке в Русском музее должны быть шедевры. Изначально мы по этому пути и шли. Если бы не карантин, возможно, результат был бы не таким интересным. Получилась бы классическая история. Даже если мы говорим о роке 1980-х годов, это уже история. Но, оказавшись в других обстоятельствах, пережив стресс, начинаешь смотреть на все другими глазами. Выясняется, что есть масса вариантов значительно более интересных. Получилась история противостояния разных, необязательно талантливых, людей государству. На первом плане были парады, официальные певцы, которым нельзя было двигаться на сцене, а в «подполье» с кухонными посиделками в неформальной одежде – живые люди.

Выставка – рассказ об известных рок-группах. У каждой знаменитой группы свой раздел. Могут быть претензии, что кого-то обошли. Невозможно историю ленинградского рока вместить в четыре небольших зала. Последний из них называется «Рок в Ленинграде», там фотографии менее известных групп, которые организаторам казалось важным представить.

Как говорит Светлана Зинченко, эту выставку хотелось бы показать не только в нашем городе. Пока все упирается в авторские права. Фотографии принадлежат авторам, как и коллекция архивных материалов. По той же причине у выставки нет музыкального сопровождения.

#выставка #рок-музыка #история

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 13 (6851) от 27.01.2021 под заголовком «Живая история рока».


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде
21 Августа 2019

Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде

Русский музей развернул в Михайловском замке выставку к 150-летию Константина Сомова.

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»
16 Августа 2019

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»

В своей картине режиссер противопоставляет жизненную правду - и ее вечную, несокрушимую экранную имитацию.

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине
06 Августа 2019

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине

Оперетта хороша в любое время года, но летом - особенно.

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная
31 Июля 2019

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная

Настал важный момент для культуры нашей страны: идет война за то, как она будет развиваться дальше.

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах
29 Июля 2019

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах

Вспоминаем двух советских режиссеров.

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте
03 Июля 2019

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте

Участие коллекционеров позволило наглядно показать контрасты художника, которого одинаково занимали темы бури и покоя.

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова
27 Июня 2019

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова

Живопись, акварели, скульптура, фарфор, мебель, редкие книги — все это показывает хороший вкус коллекционера.

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди
13 Июня 2019

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди

Это случилось на исторической сцене Мариинского театра на фестивале «Звезды белых ночей».

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина
11 Июня 2019

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина

Туда можно попасть с экскурсией просветительской программы «Открытый город».

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга
10 Июня 2019

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга

О том, как решения властей отражались в судьбе самых известных объектов города, можно узнать на выставке.

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета
08 Июня 2019

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета

Спектакль молодого режиссера Романа Кочержевского – это тоска по живой душе в круговороте душ мертвых.

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
05 Июня 2019

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции

Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?