В Петербурге открылась выставка рисунков Роальда Мандельштама
Так называется выставка рисунков Роальда Мандельштама. Необычность и даже в какой-то мере сенсационность ее в том, что Роальд Мандельштам (1932 – 1961) известен как поэт, а то, что он рисовал – и совсем неплохо – станет открытием для многих.
Репродукция. ФОТО АВТОРА
На выставке в основном его пейзажи, изображающие непарадный Петербург. Это виды Коломны, где прошла большая часть жизни Мандельштама. Он был тяжело болен. Из-за костного туберкулеза и постоянных болей передвигался с трудом. Так что чаще всего прогулки ограничивались близлежащими улицами.
А жил Роальд Мандельштам в коммунальной квартире на Садовой, 107, окно его убогой комнаты выходило на Канонерскую улицу.
Здесь жил Мандельштам,
Но не тот Мандельштам,
А тот Мандельштам
Давно уже там,
– написал он однажды шуточные стихи.
С Осипом Мандельштамом он в родстве не состоял – однофамилец.
В этой комнате иногда собирались его друзья – художники круга Александра Арефьева, основавшего «Орден нищенствующих живописцев» (иногда название звучало как «Орден непродающихся»). Туда входили Владимир Шагин, Родион Гудзенко, Рихард Васми, Шолом Шварц, Валентин Громов. Такие рыцари-монахи, служители искусства. Живущие в бедности, граничащей с нищетой, но свободные. У многих из них начало жизни пришлось на войну, блокаду. Пережив такое ребенком, чего можно бояться в дальнейшем?
Литературовед Борис Рогинский, исследователь творчества Роальда Мандельштама, составитель сборника его стихов, выступая на открытии выставки, рассказал, как обнаружились рисунки:
– История выставки и нового издания стихов Мандельштама, которое вышло в свет, начинается в 40-х годах прошлого века в красном доме на углу канала Грибоедова и Гороховой улицы. Здесь жил друг Роальда Мандельштама Вадим Преловский. Скорее всего, именно здесь Мандельштам познакомился с компанией художников – Арефьевым, Шагиным, Васми, где-то в конце 1940-х годов. Летом 1953 года Вадим покончил с собой.
Подруга Вадима Валерия Кружнова после трагедии уехала из Ленинграда в родной Тамбов, там родила сына. Она переписывалась с Мандельштамом. Все эти годы берегла его письма, рукописи, рисунки. Об этом архиве мне сообщил Митя Шагин, за что я ему благодарен. Я съездил к Кружновым в Гатчину, увидел архив и понял, что появился смысл переиздания книги стихов Мандельштама. В книге есть особый раздел – «Стихотворения из архива Кружновых». Там опубликованы стихи, о которых мы даже не знали. И цветная вклейка с рисунками.
Борис Рогинский также обратил внимание собравшихся на то, что рисунки и акварели поэта не очень-то похожи на его стихи.
– В стихах много торжественности, часто пафоса, страсти, энергии, чего-то разорванного и разодранного... Рисунки – другие. Обычно Мандельштам не делал иллюстраций к своим стихам. За редким исключением. Вот, например, выставленная здесь акварель, где человек бредет по городу в клубах метели. Вспоминается стихотворение «В жизни, блуждая по улицам снежным / С черепом, полным звучания строф, / Я согревал полумертвой надеждой / Жажду космических катастроф», – рассказал Борис Рогинский.
По его словам, во многих работах Мандельштама есть ожидание катастрофы. Посмотрите, например, на пейзаж с изображением ночной подворотни, словно разинувшей пасть, и целующимися любовниками, застывшими на ее фоне. Вот-вот она поглотит их. Откуда оно, это ощущение? Из блокадного детства. А отчасти – вызвано тяжелой болезнью, физическими страданиями. «Но одновременно, – говорит Борис Рогинский, – в рисунках и акварелях присутствует надежда, что-то кристальное, легкое. Пастельные тона, дома, похожие на заснувших слонов, снег...»
Мне запомнился пейзаж с Никольским собором – розово-золотые купола сияют, словно свечечки.
Посмотреть выставку можно до 5 февраля в книжном магазине на улице Союза Печатников, 17.
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 14 (6852) от 28.01.2021 под заголовком «В городе ждут весну».
Комментарии