В Петербурге открылась выставка «Прорыв. Во имя Ленинграда»

В Памятном зале монумента Героическим защитникам Ленинграда открылась выставка «Прорыв. Во имя Ленинграда». Впервые можно увидеть эскизные проекты монументов, созданные для конкурса тогда молодыми, а впоследствии известными ленинградскими архитекторами.

В Петербурге открылась выставка «Прорыв. Во имя Ленинграда» | Александр Васильев. Эскизный проект «Монумент, посвященный прорыву блокады Ленинграда». 1943./РЕПРОДУКЦИЯ. ФОТО АВТОРА

Александр Васильев. Эскизный проект «Монумент, посвященный прорыву блокады Ленинграда». 1943./РЕПРОДУКЦИЯ. ФОТО АВТОРА

Как рассказал «Санкт-Петербургским ведомостям» Андрей Козлов, куратор выставки, конкурс был объявлен в феврале 1943 года Ленинградским отделением Союза советских архитекторов. Перед участниками была поставлена задача создать эскиз монумента, посвященного недавнему прорыву блокады Ленинграда. Предполагаемое место сооружения памятника — Преображенская гора недалеко от Шлиссельбурга.

В фондах Музея истории Петербурга хранятся конкурсные эскизные проекты, но не все. По разным источникам, участников конкурса было несколько десятков. Сохранность рисунков, сделанных на бумаге военного времени, позволила показать всего несколько эскизов. Но они дают хорошую возможность увидеть, как зодчие искали образ мемориала, ориентируясь на классические формы.

Марианна Тарановская выбрала праздничную колонну, Кирилл Иогансен — обелиск, Игорь Чайко — несколько вариантов обелисков и триумфальную арку. На эскизе Якова Лукина изображен холм с сильно увеличенной (если судить по нарисованным для масштаба человеческим фигурам) моделью советского танка на вершине.

Первую премию получил эскиз Александра Васильева, он предложил проект полукруглого пантеона, от которого гранитная лестница ведет к одетой в камень набережной Невы. Тем самым удачно отсылая к главной теме монумента — освобождение Ленинграда от вражеской блокады. Со стороны берега около пантеона Васильев предложил установить на высоких постаментах две скульптурные группы, изображающие советских воинов, а также два танка. По каким причинам ни один из предложенных проектов не был реализован, неизвестно. Существует предположение, что в феврале 1943 года устроители конкурса верили в скорейшее полное освобождение Ленинграда от блокады. Но это произошло только в январе 1944‑го.

Архитектурные эскизы дополнены рисунками художника Константина Дорохова, изобразившего Невский проспект и Шлиссельбург в дни прорыва блокады, а также интересными недатированными эскизами плакатов Модеста Шепилевского — они сделаны в 1943-м или 1944 году и посвящены прорыву или снятию блокады. Изображен, в частности, красный штык, пронзающий «змея», — очевидна отсылка к иконописному сюжету «Георгий Победоносец, поражающий змея». Но идеология не позволяла использовать классическую иконографию.


#выставка #блокада Ленинграда #память

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 12 (7341) от 24.01.2023 под заголовком «Эскизы Ленинградской Победы».


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде
21 августа 2019

Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде

Русский музей развернул в Михайловском замке выставку к 150-летию Константина Сомова.

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»
16 августа 2019

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»

В своей картине режиссер противопоставляет жизненную правду - и ее вечную, несокрушимую экранную имитацию.

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине
06 августа 2019

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине

Оперетта хороша в любое время года, но летом - особенно.

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная
31 июля 2019

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная

Настал важный момент для культуры нашей страны: идет война за то, как она будет развиваться дальше.

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах
29 июля 2019

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах

Вспоминаем двух советских режиссеров.

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте
03 июля 2019

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте

Участие коллекционеров позволило наглядно показать контрасты художника, которого одинаково занимали темы бури и покоя.

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова
27 июня 2019

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова

Живопись, акварели, скульптура, фарфор, мебель, редкие книги — все это показывает хороший вкус коллекционера.

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди
13 июня 2019

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди

Это случилось на исторической сцене Мариинского театра на фестивале «Звезды белых ночей».

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина
11 июня 2019

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина

Туда можно попасть с экскурсией просветительской программы «Открытый город».

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга
10 июня 2019

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга

О том, как решения властей отражались в судьбе самых известных объектов города, можно узнать на выставке.

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета
08 июня 2019

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета

Спектакль молодого режиссера Романа Кочержевского – это тоска по живой душе в круговороте душ мертвых.

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
05 июня 2019

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции

Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?