В Петербурге открылась выставка «Прорыв. Во имя Ленинграда»

В Памятном зале монумента Героическим защитникам Ленинграда открылась выставка «Прорыв. Во имя Ленинграда». Впервые можно увидеть эскизные проекты монументов, созданные для конкурса тогда молодыми, а впоследствии известными ленинградскими архитекторами.

В Петербурге открылась выставка «Прорыв. Во имя Ленинграда» | Александр Васильев. Эскизный проект «Монумент, посвященный прорыву блокады Ленинграда». 1943./РЕПРОДУКЦИЯ. ФОТО АВТОРА

Александр Васильев. Эскизный проект «Монумент, посвященный прорыву блокады Ленинграда». 1943./РЕПРОДУКЦИЯ. ФОТО АВТОРА

Как рассказал «Санкт-Петербургским ведомостям» Андрей Козлов, куратор выставки, конкурс был объявлен в феврале 1943 года Ленинградским отделением Союза советских архитекторов. Перед участниками была поставлена задача создать эскиз монумента, посвященного недавнему прорыву блокады Ленинграда. Предполагаемое место сооружения памятника — Преображенская гора недалеко от Шлиссельбурга.

В фондах Музея истории Петербурга хранятся конкурсные эскизные проекты, но не все. По разным источникам, участников конкурса было несколько десятков. Сохранность рисунков, сделанных на бумаге военного времени, позволила показать всего несколько эскизов. Но они дают хорошую возможность увидеть, как зодчие искали образ мемориала, ориентируясь на классические формы.

Марианна Тарановская выбрала праздничную колонну, Кирилл Иогансен — обелиск, Игорь Чайко — несколько вариантов обелисков и триумфальную арку. На эскизе Якова Лукина изображен холм с сильно увеличенной (если судить по нарисованным для масштаба человеческим фигурам) моделью советского танка на вершине.

Первую премию получил эскиз Александра Васильева, он предложил проект полукруглого пантеона, от которого гранитная лестница ведет к одетой в камень набережной Невы. Тем самым удачно отсылая к главной теме монумента — освобождение Ленинграда от вражеской блокады. Со стороны берега около пантеона Васильев предложил установить на высоких постаментах две скульптурные группы, изображающие советских воинов, а также два танка. По каким причинам ни один из предложенных проектов не был реализован, неизвестно. Существует предположение, что в феврале 1943 года устроители конкурса верили в скорейшее полное освобождение Ленинграда от блокады. Но это произошло только в январе 1944‑го.

Архитектурные эскизы дополнены рисунками художника Константина Дорохова, изобразившего Невский проспект и Шлиссельбург в дни прорыва блокады, а также интересными недатированными эскизами плакатов Модеста Шепилевского — они сделаны в 1943-м или 1944 году и посвящены прорыву или снятию блокады. Изображен, в частности, красный штык, пронзающий «змея», — очевидна отсылка к иконописному сюжету «Георгий Победоносец, поражающий змея». Но идеология не позволяла использовать классическую иконографию.


#выставка #блокада Ленинграда #память

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 12 (7341) от 24.01.2023 под заголовком «Эскизы Ленинградской Победы».


Комментарии