В Петербурге открылась выставка «Оружие Великой Победы»

Вторая мировая стала кроме всего прочего еще и состязанием оружейных конструкторов - к такому выводу можно прийти, посетив открывшуюся в музее выставку «Оружие Великой Победы».

В Петербурге открылась выставка «Оружие Великой Победы» | ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

Здесь представлено то, чем воевали СССР и его союзники, а также трофейные образцы вооружения гитлеровской Германии и ее сателлитов. Винтовки, автоматы, пулеметы, огнеметы, гранатометы...

В ходе войны проявился талант отечественных оружейников - Дегтярева, Судаева, Шпагина, Токарева, Симонова. Да и легендарный Михаил Калашников заявил о себе как создатель оружия еще в 1942 году.

Впрочем, поначалу нашим бойцам приходилось сражаться, имея нередко в руках оружие иностранного производства. К примеру, в 1941 году части народного ополчения вооружали винтовками системы «Винчестер» образца 1895 года, произведенными в США по заказу Российской империи во время Первой мировой. В ходу были также британские винтовки системы «Энфильд» образца 1914 года, захваченные у Антанты в годы Гражданской войны.

Конструкторы нередко заимствовали элементы оружия друг у друга. Поэтому совсем не случайно финский пистолет-пулемет «Суоми» внешне очень напоминает советский пистолет-пулемет Шпагина (ППШ). Вот почему, когда несведущие в военном деле люди разглядывают фотографии финских солдат времен Второй мировой, вооруженных «Суоми», то недоуменно восклицают: «А почему у финнов - наши автоматы?»...

- Советские конструкторы взяли от «Суоми» круглый диск и использовали его в ППШ. Плюс был в том, что этот автомат максимально простой и дешевый в изготовлении. Минус: под огнем противника такой диск очень трудно зарядить и подготовить к стрельбе: надо провести много манипуляций. Рожковый диск набить патронами гораздо проще, - поясняет куратор выставки Федор Зорин. - Кстати, в отечественных кинофильмах, которые снимали во время войны, нашим актерам иногда даже выдавали трофейные «Суоми», поскольку все ППШ шли на фронт.

Немало бед принес нашим бойцам немецкий пулемет MG, который называли «пилой Гитлера». Его скорострельность составляла 1200 выстрелов в минуту.

- Такой «монстр» появился не случайно. После Первой мировой Германии запретили производить станковые пулеметы. И немецкие конструкторы разработали систему единого пулемета, универсально сочетавшего в себя скорострельность станкового и легкий вес ручного, - объясняет Зорин.

Правда, недостаток его был в том, что ствол сильно перегревался и постоянно требовал замены. В этом отношении пулеметы «Максим», состоявшие на вооружении Красной армии еще с Гражданской войны, были гораздо более надежны: они могли действовать практически непрерывно - разумеется, при наличии воды, которая охлаждала ствол. Бак с водой был таким же элементом комплекта «Максима», как и ящик с патронами.

- А вот такой ручной гранатомет, - показывает Федор Зорин, - появился в 1942 году на вооружении британских солдат в Африке. Немцы захватили образцы и на их основе разработали свое оружие - фауст-патроны, весьма эффективные против танков в ближнем бою.

Есть на выставке и предметы оружия с собственной историей. К примеру, пистолет системы «Вальтер», которым командующий Закавказским фронтом генерал армии Тюленев наградил главного хирурга Военно-морского флота СССР профессора Иустина Джанелидзе за то, что он удачно прооперировал адмирала Ивана Исакова. Тот был ранен 4 октября 1942 года при бомбежке прифронтового перевала около Туапсе.

#музей #выставка #Великая Отечественная война #оружие

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 042 (6640) от 10.03.2020 под заголовком «Битва оружейников».


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде
21 Августа 2019

Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде

Русский музей развернул в Михайловском замке выставку к 150-летию Константина Сомова.

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»
16 Августа 2019

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»

В своей картине режиссер противопоставляет жизненную правду - и ее вечную, несокрушимую экранную имитацию.

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине
06 Августа 2019

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине

Оперетта хороша в любое время года, но летом - особенно.

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная
31 Июля 2019

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная

Настал важный момент для культуры нашей страны: идет война за то, как она будет развиваться дальше.

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах
29 Июля 2019

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах

Вспоминаем двух советских режиссеров.

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте
03 Июля 2019

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте

Участие коллекционеров позволило наглядно показать контрасты художника, которого одинаково занимали темы бури и покоя.

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова
27 Июня 2019

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова

Живопись, акварели, скульптура, фарфор, мебель, редкие книги — все это показывает хороший вкус коллекционера.

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди
13 Июня 2019

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди

Это случилось на исторической сцене Мариинского театра на фестивале «Звезды белых ночей».

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина
11 Июня 2019

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина

Туда можно попасть с экскурсией просветительской программы «Открытый город».

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга
10 Июня 2019

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга

О том, как решения властей отражались в судьбе самых известных объектов города, можно узнать на выставке.

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета
08 Июня 2019

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета

Спектакль молодого режиссера Романа Кочержевского – это тоска по живой душе в круговороте душ мертвых.

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
05 Июня 2019

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции

Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?