В Петербурге открылась выставка о доходных домах
Какие только метаморфозы не претерпевало крошечное выставочное пространство музея «Разночинный Петербург» в Большом Казачьем переулке! Нынче, открыв двери, я оказался как будто в парадном весьма состоятельного доходного дома. Под ногами — бело-голубая метлахская плитка, в углу — камин. Не хватает только стойки для галош и швейцара…
ФОТО АВТОРА
Выставка «Город за фасадом», как отмечает ее куратор Елена Мненкова, отвечает тому немалому интересу, который нынче испытывают петербуржцы и гости города к изнанке старинных домов. К парадным и черным лестницам, витражам, каминам, интерьерам квартир, лабиринтам проходных дворов…
— В архиве кинофотофонодокументов Санкт-Петербурга, как ни странно, почти нет снимков начала ХХ века, запечатлевших интерьеры квартир и парадных столичных доходных домов, — отмечает Мненкова. — Наверное, фотографы не видели в этом ничего особенного. Нам приходилось собирать такие кадры буквально по крупицам.
Впрочем, не стоит испытывать особенных иллюзий по поводу доходных домов эпохи «блистательного Санкт-Петербурга». Почти всегда, за очень редким исключением, импозантный парадный фасад соседствовал с унылыми дворами-колодцами, а «барские хоромы» второго и третьего этажей — с бедными и тесными квартирами в мансарде.
Создатели экспозиции попытались воссоздать образ непарадной части дома с помощью инсталляций «Чердак» и «Двор». Часть выставочного пространства занимает внушительных размеров декорация пятиэтажного дома, который, кстати, имеет точный прототип: это здание на углу Кронверкского проспекта и улицы Лизы Чайкиной. Чердак, как самое неформальное место, стал игровой зоной: здесь будут проходить мастер-классы и детские занятия.
Вообще же выставка рассказывает о доходном доме от момента начала его строительства до заселения жильцов.
— Когда объявляли конкурсы на постройку очередного дома, архитекторы предлагали свои эскизные проекты под броскими девизами. Но не для того, чтобы, как сегодня, дать броское рекламное название, а чтобы, наоборот, не афишировать свое имя, не давить на жюри своим авторитетом, — поясняет Мненкова.
К примеру, проекты, поступившие в 1905 году на конкурс доходного дома Петерсена на Лиговском проспекте, назывались следующим образом: «Единица», «Попытка не пытка», «Между делом», «Лилия», «Одуванчик». В результате победил проект под названием «Кошки в круге», о чем свидетельствует представленная на выставке квитанция Императорского общества архитекторов.
Еще один любопытный экспонат — витраж из дома на Верейской улице.
— Мы его вынули прямо из межкомнатных дверей, выброшенных во время ремонта за ненадобностью, — пояснила Мненкова. — Витраж был отреставрирован в Академии имени Штиглица и стал экспонатом нашего музея.
Впрочем, что касается внутренней отделки доходных домов, то, собственно говоря, она была делом уже не столь эксклюзивным, как фасад. Печи, камины, витражи заказывали по специальным каталогам. Другое дело, что выбор был весьма велик, а предложенные образцы вовсе не относились к дешевому ширпотребу. И, разумеется, уровень отделки диктовался вкусами и финансовыми возможностями заказчика — владельца доходного дома.
То же самое относится и к пресловутым дворам-колодцам. Происхождение их вполне понятно: земельный участок застраивали максимально плотно, чтобы квартир для сдачи внаем было как можно больше. Но были и счастливые исключения, о чем свидетельствуют фотографии на выставке: в начале ХХ века пытались создавать большие озелененные дворы, настоящие «города-сады» в миниатюре.
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 7 (7090) от 18.01.2022 под заголовком ««Одуванчик» не вырос на Лиговке».
Комментарии