В Петербурге открылась выставка «Кунсткамера в годы Великой Отечественной войны»
В старейшем отечественном музее открылась выставка «Кунсткамера в годы Великой Отечественной войны. К 75-летию Победы». Среди ее персонажей - фотографии с Тегеранской конференции «большой тройки», блокадные письма и фотографии, предметы, привезенные из этнографической экспедиции, организованной в 1942 году.
Открытие замурованных окон в подвалах Кунсткамеры (1944 г.) / РЕПРОДУКЦИЯ. ФОТО АВТОРА
Этот проект готовился к маю. По понятным причинам был перенесен, что оказалось на пользу зрителям. Теперь вне праздничной суеты можно спокойно посмотреть непафосную, трогательную выставку о музейщиках, которые воевали с фашизмом. Одни с оружием в руках, другие - сохраняя коллекции в блокадном Ленинграде и собирая новые в тылу.
Как рассказала Людмила Худякова, куратор выставки, она постаралась собрать материалы, которые хранятся как в архиве Кунсткамеры и в научных отделах, так и у наследников сотрудников Музея антропологии и этнографии, который на 1941 год являлся частью Института этнографии АН СССР. Большинство документов и предметоввыставляется впервые.
23 июня 1941 года, на второй день войны, началась подготовка к эвакуации музейных ценностей Кунсткамеры. Для этого доставили более 300 ящиков, в которые упаковали 20 тысяч предметов. Но все они остались в Ленинграде. Часть коллекции переместили в подвалы Эрмитажа. В то же время сотрудники поднимали на чердак ведра с песком, затемняли окна на этажах, закладывали окна подвалов...
Андрей Попов, научный сотрудник отдела Сибири, вспоминал, что с первых дней войны в музее было организовано круглосуточное дежурство, вскоре всех мужчин перевели на казарменное положение - они стали жить в музее. В подвалах зданиябыло оборудовано бомбоубежище. В нем спасались и те ленинградцы, которых обстрелы и бомбежки заставали на набережной Невы. С сентября 1941 года туда перебрались все сотрудники Кунсткамеры вместе с семьями.
Но выставка начинается с мирного времени. Журнал рисунков «Из жизни сотрудников АН» - это своеобразный комикс 1938 года. «Едет к ненцам на свидание, Кругом северное сияние» - это рассказ об этнографе Григории Вербове, изучавшем северный народ. 17 апреля 1941 года киностудия «Ленфильм» просит музей выдать два-три полных комплекта костюмов чахарского князя на три дня для снятия копий. Они требовались для съемок фильма «Его зовут Сухэ-Батор». Кинокартина вышла на экраны в 1942 году.
Война не прервала научную работу музея, в августе 1941 года Мария Каплан передает в музей предметы нанайцев, только что привезенные из экспедиции в Амурскую область. Изящные вещи - меховая сумка, охотничья шапочка и женская обувьпопали в Кунсткамеру именно тогда.
Первая блокадная зима унесла жизни нескольких десятков сотрудников музея. Немые свидетели того страшного времени - осколок, извлеченный из стены здания, и пробитый снарядом том Энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона 1897 года издания. В апреле 1942 года Андрей Попов пишет в столовую Дома ученых заявление с просьбой отпускать его обед жене, так как не в состоянии за ним приходить. Столовая разрешает.
Летом 1942 года часть сотрудников Кунсткамеры была эвакуирована в Ташкент. В Ленинграде остался только 21 человек из 108 работавших там до войны. Антрополог Евгения Бломквист сетовала в одном из писем, что лишается книг и коллекций и на устроенный быт не рассчитывает. Но именно Бломквист в 1943 году возглавит экспедицию в Каракалпакию, где проживали сосланные туда в XIX веке уральские казаки-старообрядцы. Они говорили на русском и особом диалекте узбекского языка. На выставке за них говорят косынка, нагрудная лента и повойник - женский головной убор.
Тегеранский сюжет связан с двумя сотрудниками Кунсткамеры. На выставке представлены фотографии и документы из семейных архивов. Востоковед Николай Кисляков в 1942 - 1945 годах служил в посольстве СССР в Иране и принимал участие в подготовке Тегеранской конференции Сталина, Черчилля и Рузвельта. Олег Вильчевский, специалист по курдам, с начала войны командовал на Ленинградском фронте «взводом собак-истребителей», а летом 1942 года был направлен на Закавказский фронт, ездил в командировки в Иран как военный корреспондент.
4 мая 1945 года Кунсткамера получила приказ оперативно подготовить выставку к 220-летию Академии наук. В одном из писем это названо «катастрофой». Но в июне выставка была открыта. Возможно, тогда, как и сейчас, на ней была показана сохраненная в подвалах Эрмитажа алеутская сумочка из пищевода сивуча, пера баклана, ткани и сухожилия тюленя.
Потом было воссоздание башни Кунсткамеры, утраченной при пожаре еще в XVIII веке, возвращение Большого Готторпского глобуса, выход новых комиксов... Но уже без Григория Вербова. Он погиб в 1942-м на Пулковских высотах.
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 160 (6758) от 08.09.2020 под заголовком «О войне вспоминают в Кунсткамере».
Комментарии