В Петербурге открылась выставка коллекции русского народного искусства Натальи Шабельской
В Российском этнографическом музее открылась выставка «Собрание русской старины Натальи Леонидовны Шабельской (1841 – 1904)». В год своего 120‑летия музей вспоминает и отдает должное коллекционеру, подарившему более двух тысяч редких предметов русского народного искусства и быта XVIII – XIX веков.
Варвара Шабельская в костюме из Нижегородской губернии. / РЕПРОДУКЦИЯ. ФОТО АВТОРА
Впервые попав на Нижегородскую ярмарку в 1877 году, Шабельская приобрела там несколько старинных русских вышивок. И начала целенаправленно объезжать города и веси, покупая произведения русского народного искусства. Как пояснила Елена Мадлевская, куратор выставки, ведущий научный сотрудник отдела этнографии русского народа, Шабельская не была профессиональным исследователем. В первую очередь для нее были важны красота и разнообразие предметов. Поэтому ее больше всего интересовали женская праздничная одежда, головные уборы, платки, шали. Впрочем, Шабельская не забывала про украшения из драгоценных металлов, ларцы из кости, прялки, пряничные доски…
В начале 1890‑х годов она открыла в Москве частный музей «Русская старина». Этот музей проводил выставки по всему миру, начавшись в Москве и Петербурге, его коллекция стала частью русского павильона на Всемирной выставке 1900 года в Париже. Еще при жизни Шабельская подарила некоторые предметы Историческому музею в Москве. После ее смерти дочери Варвара и Наталья предложили основную часть собрания этнографическому отделу Русского музея (ныне это РЭМ). Тогда же туда поступили более ста фотографий коллекции, переплетенных в два альбома. Моделями для снимков трудились как дочери Шабельской, так и вышивальщицы из организованной ею мастерской. Они старательно примеряли старинные народные костюмы разных российских губерний, неизвестные фотомастера профессионально снимали. Так что не каждый зритель заметит, что это постановочные фото.
Несколько десятков фотографий представлены на выставке. По словам Мадлевской, значимость этих художественных снимков велика еще и потому, что не сохранился архив Шабельской. Последние годы жизни из‑за болезни она провела за границей и скончалась в Ницце.
Из двух тысяч предметов куратор выбрала для показа около пятисот. Она советует обратить внимание прежде всего на витрины с головными уборами. Среди них гребенчатый кокошник из аксанитного шелка. Он происходит из Владимирской губернии, такой предмет известен только в коллекции Шабельской. Так же, как и редкий кокошник в форме веера, украшенный золотным шитьем, из Пензенской губернии. Оба предмета относятся к XVIII веку.
Сарафаны сразу напоминают слова из известной песни Александра Варламова и Николая Цыганова: «Не шей ты мне, матушка, / Красный сарафан, / Не входи, родимая, / Попусту в изъян». Действительно, шелковые, парчовые, шитые золотом одежды могли разорить кого угодно. По красоте и богатству тканей не уступят праздничному сарафану шугай, короткая одежда с длинными рукавами, и душегрея с десятками изящно сшитых «сборок» — их надевали поверх сарафана. На Русском Севере носили епанчу — широкую круглую накидку без рукавов. Могла служить частью свадебного наряда. Чем богаче невеста, тем дороже ткань, из которой вещь сшита. Оттуда, с «северов», происходит пословица «Выбирай епанчу по плечу». Более известный вариант «По одежке протягивай ножки» относился к мужскому кафтану: чем он длиннее, тем им удобнее укрываться от холода.
Из Архангельской губернии происходят свадебные перчатки и варежки — важный предмет свадебного обряда. Отцы жениха и невесты «ударяли по рукам» меховыми варежками. Невеста дарила жениху перчатки из замши или сукна с золотным орнаментальным шитьем, а себе готовила варежки из красной шерсти, также с шитьем.
Свивальник — узкая полоса шелка, которой оборачивали младенца поверх пеленок, происходит из Вологодской губернии. Зажиточные крестьяне украшали его золотыми и серебряными нитями. В России до середины XIX века такими нитями украшали не только одежду и головные уборы, но и обувь. В собрании Шабельской находятся золотошвейные женские туфли из Костромской губернии.
Для финала куратор показала, что такое «сажение по бели». Мастерицы «сажали» на льняной шнур (бель) нить с нанизанными на нее жемчугом, перламутром, бисером. Трудоемкая работа окупалась долговечностью вышивки.
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 159 (7242) от 29.08.2022 под заголовком «Душегрея, шугай, епанча».
Комментарии