В Петербурге открылась выставка «Художественное наследие семьи Петра Петровича Семенова-Тян-Шанского»

Выставка «Художественное наследие семьи Петра Петровича Семенова-Тян-Шанского» (6+) открылась в Научно-исследовательском музее Академии художеств.

В Петербурге открылась выставка «Художественное наследие семьи Петра Петровича Семенова-Тян-Шанского» | ФОТО Pixabay

ФОТО Pixabay

Как рассказывает Елена Колесникова, заместитель директора музея-усадьбы Петра Семенова-Тян-Шанского «Рязанка», эта выставка стала продолжением долгосрочного культурно-исторического проекта. Сотрудники музея-усадьбы задумали и реализуют его вместе с Фондом сохранения наследия семьи Семеновых-Тян-Шанских при участии Музея Академии художеств, Русского географического общества, Центрального архива литературы и искусства.

Основная цель — изучить и представить широкой публике работы тех потомков знаменитого путешественника и государственного деятеля, которые проявили свои таланты не только в науке, но и в творчестве.

«Сегодня мы говорим о новой грани талантов удивительной семьи, — объясняет Владимир Семенов-Тян-Шанский, директор фонда сохранения наследия. — Будучи страстным коллекционером нидерландской живописи, Петр Петрович постарался привить своим детям любовь к искусству и всячески поддерживал их интерес к нему. Так выросла целая династия художников».

На первом этапе работы был подготовлен и издан каталог, в который вошли около пятисот картин и рисунков разных поколений Семеновых-Тян-Шанских — из собраний Русского музея, «Рязанки», Театрального музея им. А. А. Бахрушина, Омского музея изобразительных искусств имени М. А. Врубеля, Русского географического общества, а также наследников. На втором — открыли выставку, для которой отобрали пятьдесят произведений самых интересных авторов. Неверно было бы говорить, что речь идет о больших художниках, скорее, о мастерах второго плана — тех, чье творчество отражает не яркую индивидуальность, не знающую временных границ, а вкусы и предпочтения своей эпохи.

У Петра Петровича было шестеро детей от двух браков и пятнадцать внуков, и почти все они так или иначе пробовали себя в изящных искусствах. Главными героями научно-исследовательского проекта стали те, кто занимался живописью и рисунком наиболее успешно. Это единственная дочь Петра Петровича Ольга, его сыновья Валерий и Вениамин, внучка Вера Дмитриевна.

«Семья считает, что самый сильный художник — Ольга Петровна, замечательный акварелист, пейзажист, — рассказывает Елена Колесникова. — Однако современное художественное сообщество выделяет Веру Дмитриевну. Она очень серьезно подходила к своему творчеству, и мы считаем, что это самые интересные работы на выставке. Они до сих пор смотрятся очень современно».

В разное время Вера Дмитриевна брала уроки у Дмитрия Кардовского, Мсти­слава Добужинского, других мастеров. В 1932 году стала членом только что созданного Ленинградского отделения ­Союза художников, работала в инспекции по охране памятников. В начале Великой Отечественной войны участвовала в подготовке к эвакуации коллекций Эрмитажа, потом занималась маскировкой осажденного врагом Ленинграда.

На выставке в числе прочего можно увидеть исполненный ею литографический портрет деда, Петра Петровича Семенова Тян-Шанского, и карандашный рисунок «Галина Уланова в роли Жизель» — эскиз к литографии. Все остальные художники представлены по большей части пейзажами — отдельными листами и холстами, альбомами путевых зарисовок. Помимо работ Вениамина Петровича, Валерия Петровича, Ольги Петровны и Веры Дмитриевны показаны единичные, избранные творения Дмитрия Петровича и Андрея Петровича (сыновей Петра Семенова-Тян-Шанского), Андрея Измайловича и Олега Измайловича (внуков).

Интересно, что практически все потомки Петра Петровича многого достигли в науке и именно этим известны. Теперь можно убедиться в том, что талантливые люди всегда многогранны. Да, традиции дворянского воспитания и личные интересы, широкий кругозор старшего Семенова-Тян-Шанского заложили основу. Однако каждый из художников-любителей, с которыми знакомит экспозиция, имеет не только хорошую подготовку, но и собственную манеру. Может быть, не слишком яркую, но всегда ощутимую, замешанную на глубоком знании классического ­искусства, тонком чувстве красоты.

Есть на этой выставке и своя интрига. Среди художников, представленных на ней, значится и Петр Петрович Семенов-Тян-Шанский. «Все знают, что он был знатоком голландской живописи, но сам не рисовал, — говорит Елена Колесникова. — Есть предположения, что он делал наброски, когда ходил на Тян-Шань, но они нам неизвестны. Зато в Центральном архиве литературы и искусства хранятся рисованные орнаменты, которые подписаны почерком, очень похожим на почерк Петра Петровича. Есть предположение, что это его работы, и мы не могли их обойти стороной».

В 2027 году исполнится 200 лет со дня рождения Петра Семенова-Тян-Шанского. К круглой дате исследователи надеются раскрыть тайну орнаментов, расширить свои знания о творческом наследии уникальной семьи. И сделать еще один шаг к мечте потомков Петра Петровича — созданию в Петербурге его музея. Никто не обещает, что такой музей ­появится уже через два года, но все надеются: к этому времени он обретет реальные очертания.

Читайте также:

У истоков русского искусства. В Русском музее откроется национальная школа реставрации

В Петербургском союзе художников открылась выставка Александра Кондурова «Музыка города»


#выставка #Академия художеств #музей

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 43 (7865) от 12.03.2025 под заголовком «Природа не отдыхает».


Комментарии