В Петербурге открылась выставка к столетию Филармонии

Честно говоря, даже не предполагал, что выставка, посвященная столетию Филармонии, окажется настолько интересной. И не только потому, что на ней представлены книги из собрания основательницы Русского музыкального общества великой княгини Елены Павловны, экземпляры нотных изданий, принадлежавших императору Александру III. И даже партитура Жан-Батиста Люлли, придворного композитора Людовика XIV, относящаяся к концу XVII века. Все это раритеты из коллекции музыкальной библиотеки Филармонии.

В Петербурге открылась выставка к столетию Филармонии | РЕПРОДУКЦИЯ. ФОТО АВТОРА

РЕПРОДУКЦИЯ. ФОТО АВТОРА

– Мы сделали акцент на ключевых датах. Первая – 1802 год, основание Филармонического общества. Вторая – 1882-й, создание Придворного музыкантского хора, находившегося в ведении Министерства императорского двора. Спустя полтора десятка лет хор преобразовали в Придворный оркестр. Предназначался он главным образом для обслуживания праздников и дворцовых церемоний. Любопытно, что дата не была забыта в советское время: в 1982 году праздновалось столетие основания симфонического коллектива Филармонии, – пояснила куратор выставки Анна Кирсанова.

Отцом-основателем хора считали Александра III, недаром в день 25-летия коллектива, в октябре 1907 года, его представители возложили на гробницу императора неугасимую лампаду в форме колокола, увенчанного царской короной: ее изображение есть на выставке.

Большие торжества прошли в Петергофе. На одном из снимков запечатлены музыканты, одетые в исторические кафтаны и камзолы XVII и XVIII веков... Придворная капелла преподнесла в те дни оркестру праздничный адрес – в роскошном футляре, расшитом золотом и парчой. Изображение этого предмета можно увидеть на старинных фотографиях, а сам адрес представлен в экспозиции.

С основанием оркестра связано и создание нотохранилища – нынешней музыкальной библиотеки Филармонии. Фактически она является еще и музеем, ведь в ее коллекции – программы и афиши концертов, материалы гастрольных поездок, фотографии исполнителей.

Где только не выступал Придворный оркестр! В зале Дворянского собрания на нынешней площади Искусств, в Зимнем дворце, Капелле, Большом зале Консерватории... В январе 1914 года оркестром дирижировал восьмилетний итальянский вундеркинд Вилли Ферреро – его портрет с автографом тоже экспонат выставки. С огромным успехом, еще даже не зная нот, он гастролировал по городам Европы, а в России так поразил царскую семью, что Николай II, как сообщала «Нью-Йорк Таймс», наградил его золотыми часами с жемчугом и бриллиантами...

– Обратите внимание на книгу приказов, – говорит Анна Кирсанова. – Последний из них по Придворному оркестру датирован 26 февраля 1917 года. На следующей странице – уже приказ по Государственному оркестру, выпущенный спустя ровно два месяца. Между этими двумя датами – Февральская революция...

«Положение о Государственной Филармонии Петрограда» нарком просвещения Анатолий Луначарский подписал 13 мая 1921 года. Как значилось в другом документе, тоже за подписью Луначарского, она была призвана являться «рассадником чисто симфонической музыки в государстве».

Любопытная деталь: 5 июня 1941 года симфонический оркестр Филармонии исполнял музыкальную драму Рихарда Вагнера «Валькирия». До войны оставались недели...

И еще штрих к портрету одного знаменитого события. Как известно, 9 августа 1942 года в Большом зале Филармонии была впервые исполнена Седьмая («Ленинградская») симфония Дмитрия Шостаковича. Среди экспонатов – «Книга концертов», где как раз есть запись о том дне. Указано точное количество слушателей – 1046 человек. В графе «сумма сбора» значится: 8205 руб.

#выставка #филармония #история

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 73 (6911) от 26.04.2021 под заголовком ««Рассадник симфонической музыки»».


Комментарии