2Vtzqv4Hz9U

В Петербурге открылась выставка к 90‑летию Союза художников

Во всех залах петербургского Союза художников (Большая Морская улица, 38) открыта выставка, посвященная 90‑летию со дня создания этой творческой организации.

В Петербурге открылась выставка к 90‑летию Союза художников | ФОТО автора

ФОТО автора

2 августа 1932 года после партийного постановления о единых творческих союзах несколько городских объединений мастеров изобразительного искусства соз­дали Ленинградское отделение Союза советских художников. Это был предшественник нынешнего СПбСХ.

В проекте принимают участие более 800 авторов всех специальностей, от живописцев и скульп­торов до дизайнеров одежды и создателей логотипов. Это пятая часть всех членов СПбСХ, которые, за небольшими исключениями, предоставили произведения, созданные за последние три года.

У таких выставок много как сторонников, так и оппонентов. Одним нравится, что можно за один поход увидеть «моментальную фотографию» петербургского искусства. Других раздражает сверхплотная развеска, при которой очень сложно рассматривать каждое произведение по отдельности. Да и времени на знакомство с такой выставкой требуется немало. Два часа — для беглого осмотра. Судя по первым записям в книге отзывов: «Спасибо за большую красивую выставку», — пока больше любителей увидеть много-много искусства.

Когда смотришь выставку, сразу замечаешь, что художники избегают пафосных сюжетов. Их больше интересуют жизнь и заботы простых людей в обычных бытовых ситуациях. Например, купание детей или утренний туалет. Если живописцы пишут портреты, то изображают, что называется, частных лиц. Имена моделей ничего не скажут зрителям. Несколько изображений Петра I — дань нынешнему юбилею царя. Не более того.

На петербургских пейзажах нет «открыточных видов». Художники предпочитают изображать старые дворы с брандмауэрами, канал Грибоедова времен Достоевского, угрюмые дома на улице Шкапина… А если Артем Тихонов на картине «Утро в городе» пишет Благовещенский мост, то его больше интересуют невский простор и трудяга-буксир, идущий против течения. Картина Владимира Могилевцева «Невский проспект. 1991» создана в прошлом году и посвящена 30‑летию новой российской действительности. В коллективном портрете горожан того времени заметен мужчина, внимательно читающий «Санкт-Петербургские ведомости». На картине Федора Федюнина «Мелодии прошлых лет» изображен джаз-ансамбль. Ветераны играют у станции метро без оглушающих усилителей. Сюжет актуальный для Петербурга, особенно в летние дни.

Иронична Анна Щеголева. На ее картине «Худсовет» строгие старцы поставили перед собой песочные часы. «У вас есть считанные минуты для оправданий», — словно говорит художница. Трогателен объект эмальера Ольги Лысенковой «Посвящение озеру»: чайка и ладожские сиги «плещутся» среди деревянных щепок, отполированных водой до похожести на рыбок. Гимн бережному отношению к природе.

Скульпторы серьезны. Лева Бейбутян, опираясь на архаичные фигуры, вырезал из камня «Защиту», изобразив мать-прародительницу, защищающую своего ребенка. Близкий сюжет волнует Александра Позина: в его деревянной скульптуре «Под одной крышей» семья буквально помещена под общим кровом. Портрет в рост «Виктор Цой» Светланы Серебряковой явно рассчитан на увеличение для городской среды. Он создан уже после установки памятника работы другого автора. Значит, образ рок-музыканта не отпускает художников.

Василий Ануфриев создал бюст Казимира Малевича в духе импрессионизма Паоло Трубецкого, а скульптура «Татлин с крыльями «ЛеТатлина» Галины Додоновой и вовсе реалистична. Традиция и авангард сошлись и примирились. Наверное, это и есть главный итог почти векового существования Союза художников.

У посетителей выставки есть редкая возможность увидеть кабинет Николая Рериха. В самом начале ХХ века художник руководил Рисовальной школой Императорского общества поощрения художеств, которая располагалась в здании общества. В кабинете установлена мемориальная доска, посвященная Рериху. Она малоизвестна. Обычно в справочники и путеводители попадает другая доска, установленная на фасаде дома по Большой Морской, 38. От мемориального в самом кабинете остались только резной деревянный потолок и вид на Мойку. Организаторы нынешней выставки представили здесь два акварельных пейзажа Евгения Сабанеева, предшественника Рериха на посту директора школы, а также архивные фотографии с видами экспозиций в Большом зале.

Выставка «90 лет СПбСХ» работает по 19 июня и сопровождается лекциями и кинопоказами.


#выставка #союз художников #90-летие

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 105 (7188) от 14.06.2022 под заголовком «Худсовет с песочными часами».


Комментарии