В Петербурге открылась выставка к 100‑летию Карачаево-Черкесской Республики
В Российском этнографическом музее открылась выставка «Культура без границ: наследие народов Карачаево-Черкесии в собрании РЭМ», посвященная 100‑летию со дня образования Карачаево-Черкесской Республики и 120‑летию музея. Около двухсот предметов знакомят зрителей с культурой четырех народов Северо-Западного Кавказа.
ФОТО АВТОРА
Как рассказал Санкт-Петербургским ведомостям» Владимир Дмитриев, куратор проекта, научный сотрудник главной категории отдела Кавказа, Средней Азии и Казахстана, у выставки три соавтора. Первый — этнические традиции, представленные предметами. Второй — музейные сотрудники, собиравшие коллекцию. Третий — публика, которая, посмотрев эти вещи, будет работать над развитием межкультурных и общечеловеческих связей.
Краткую экскурсию для нашей газеты Дмитриев начал с рассказа о своих предшественниках. Востоковед Константин Иностранцев участвовал в создании этнографического отдела Русского музея, был его первым хранителем. С 1904 года регулярно выезжал в экспедиции на Кавказ. Умер в блокадном Ленинграде. Палеоэтнолог Александр Миллер три года был директором Русского музея и заведующим этнографическим отделом, руководил археологическими и этнографическими исследованиями на Кавказе. Умер в лагере, куда попал по ложному обвинению. Этнограф Евгения Студенецкая, заведующая отделом Кавказа, в 1938 – 1981 годах была знатоком народного костюма. В годы Великой Отечественной войны возглавляла филиал музея в Новосибирске, где хранились эвакуированные коллекции. В мирное время участвовала в 32 экспедициях на Кавказ, в ходе которых были собраны почти 150 вещевых и фотографических коллекций.
Бурные события ХХ века — войны, революции, технический прогресс — вывели из обихода большинство предметов. Основная задумка проекта — представить материальную культуру многонационального населения Карачаево-Черкесии как сочетание тех предметов, которые характерны для многих горских народов Кавказа, и национальное своеобразие четырех народов, живущих в республике, — карачаевцев, черкесов, абазинов и ногайцев. Предметы датируются серединой XIX века — 1930‑ми годами, они собирались с 1904 по 1969 год.
Общее для народов Кавказа — орудия для сельскохозяйственного труда и обработки материалов, а также комплекс очага — сакральное место, где две стихии (огонь и железо) обеспечивают жизнедеятельность семьи. Здесь представлены котел и очажная цепь, вертелы, топоры и кирки, деревянная посуда.
В центре выставки находятся два костюма. Мужской походный из сукна принадлежит черкесу. Мастерица шила его «на взгляд», то есть не снимая привычные нам мерки. Она брала кусок ткани размером примерно 6х1 метр, и ни один квадратный сантиметр у нее не пропадал. При этом костюм облегал владельца точно по фигуре и одновременно не мешал движениям во время трудного горного перехода.
Женский шелковый костюм находился в гардеробе карачаевки — знатной дамы или девушки-невесты. Его важным украшением было золотное шитье. Как пояснил Дмитриев, на ткань укладывались золотные нити, которые крепятся к ней мелкими стежками с помощью простых ниток. Потом нити «залащивались» клыком кабана, этот «швейный» инструмент показан на выставке. Лощеная вышивка аккуратно вырезалась и в дальнейшем пришивалась на платье или аксессуары. К такому платью обязательно прилагали котурны — туфли на высоченных каблуках для торжественных выходов на минимальные расстояния.
Среди аксессуаров представлены несколько «кисетов», созданных разными народами республики. Хранили в таких дамских сумочках не табак, а драгоценности и другие мелкие предметы. Золотное шитье можно увидеть на абазинских нарукавных подвесках, которыми украшали женский праздничный костюм. Серебряные нагрудные украшения и серьги созданы ногайцами.
Важное место на выставке занимают ковры. Карачаевцы славились изготовлением войлочных ковров с многослойным полихромным узором, выполненных в сложной технике войлоковаляния.
В финале экскурсии Владимир Дмитриев обратил наше внимание еще на два предмета. Стрелы с разными наконечниками для охоты на зверя и птицу относятся к более ранним временам. Вероятно, к XVIII веку. Позднее их использовали в ритуальных целях. Черкесские деревянные коньки для спуска с гор представляют собой два узких полоза, к которым приделаны тонкие «дужки». Надо быть виртуозом, чтобы воспользоваться этим гибридом лыж и коньков.
Выставка продлится до 17 апреля.
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 27 (7110) от 15.02.2022 под заголовком «Нить к нити».
Комментарии