В Петербурге открылась выставка «Искра Ленинградской Победы»

В Мемориальном музее обороны и блокады Ленинграда открылась выставка, приуроченная к 80‑й годовщине прорыва вражеского кольца — операции «Искра». А потому и называется она «Искра Ленинградской Победы».

В Петербурге открылась выставка «Искра Ленинградской Победы» | ФОТО автора

ФОТО автора

Посетители постоянно задают вопрос, особенно когда смотрят на карту боев за Ленинград: почему же так долго не могли прорвать блокаду, почему так долго наши войска не могли пробить немецкую оборону на узком перешейке Синявинских болот? Поэтому мы начали наш рассказ с предыдущих, увы, неудачных попыток деблокировать город, — говорит куратор выставки Виталий Бондарь.

Очередная операция была подготовлена особенно тщательно. Было потрачено огромное количество времени и ресурсов на подготовку. Известно, что в районе Токсова, Кавголова, Колтушей были созданы специальные полигоны, где пехотинцев обучали преодолевать открытые заснеженные пространства, штурмовать ледяные склоны. И практика показала, что обучение не прошло даром: вой­ска сумели в кратчайший срок пересечь Неву и закрепиться на противоположном берегу…

Канва событий достаточно хорошо известна. Поэтому создатели выставки постарались обратить внимание на любопытные детали и подробности, дополняющие общую картину.

Мы показываем, как непросто было преодолевать немецкие проволочные заграждения, — рассказывает Бондарь. — В витрине — фрагмент вражеской колючей проволоки, можно увидеть, насколько прочна ее центральная жила, и простые испытанные средства — саперные ножницы — нередко не были способны ее перекусить. Поэтому зачастую применяли дедовские способы — приспособления, использовавшиеся еще во время Первой мировой, когда на длинную палку насаживали специальные ножницы.

Кроме того, использовали специальное приспособление, которое надевалось на ствол пистолета-пулемета Шпагина: с помощью него можно было перебить проволоку пулей.

Серьезную опасность представляли глубоко эшелонированные минные поля.

Перед нами — знаменитая немецкая мина-«лягушка», — показывает Бондарь. — Когда задевали за проволоку, мина подпрыгивала вверх, взрывалась и разбрасывала более трехсот шрапнельных шариков. Чтобы обезвредить такие мины, бойцы использовали металлические крючья — «кошки», прикрепленные к длинным веревкам. Их по принципу лассо бросали вперед, подцепляли мины, чтобы взорвать их на расстоянии. Таким образом можно было расчистить проход для пехоты.

В экспозиции представлена «кошка», найденная поисковиками в районе Гайтолова. Она фабричного производства. А были и изготовленные кустарным образом, из металлической пластины, разрезанной на несколько загнутых в разные стороны фрагментов.

Есть в экспозиции и ноу-хау — бутылкомет конструкции Вениамина Цукермана, основателя отечественной импульсной рентгенографии. Бутылкомет был изобретен ученым в Казани, где он находился в эвакуации. Это было приспособление, которое прикреплялось к обычной винтовке, и с помощью патрона бутылка с зажигательной смесью выстреливалась в сторону противника.

Испытания были проведены летом 1942 года на полигоне в подмосковном Солнечногорске. При этом сам изобретатель едва не погиб: бутылка разбилась, на нем загорелась одежда, он получил серьезные ожоги. Тем не менее бутылкомет был принят гос­комиссией, и небольшая партия поступила на вооружение войск.

Оружие достаточно редкое, было найдено на местах боев на Синявинских высотах, — говорит Бондарь.

Что же касается Вениамина Цукермана, то он продолжил научную деятельность, участвовал в ядерных проектах, был награжден званием Героя Социалистического Труда, стал лауреатом Ленинской и Государственной премий СССР.


#выставка #музей #блокада Ленинграда

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 2 (7331) от 10.01.2023 под заголовком «Прорыв блокады готовили в Токсове».


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде
21 августа 2019

Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде

Русский музей развернул в Михайловском замке выставку к 150-летию Константина Сомова.

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»
16 августа 2019

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»

В своей картине режиссер противопоставляет жизненную правду - и ее вечную, несокрушимую экранную имитацию.

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине
06 августа 2019

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине

Оперетта хороша в любое время года, но летом - особенно.

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная
31 июля 2019

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная

Настал важный момент для культуры нашей страны: идет война за то, как она будет развиваться дальше.

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах
29 июля 2019

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах

Вспоминаем двух советских режиссеров.

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте
03 июля 2019

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте

Участие коллекционеров позволило наглядно показать контрасты художника, которого одинаково занимали темы бури и покоя.

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова
27 июня 2019

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова

Живопись, акварели, скульптура, фарфор, мебель, редкие книги — все это показывает хороший вкус коллекционера.

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди
13 июня 2019

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди

Это случилось на исторической сцене Мариинского театра на фестивале «Звезды белых ночей».

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина
11 июня 2019

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина

Туда можно попасть с экскурсией просветительской программы «Открытый город».

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга
10 июня 2019

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга

О том, как решения властей отражались в судьбе самых известных объектов города, можно узнать на выставке.

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета
08 июня 2019

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета

Спектакль молодого режиссера Романа Кочержевского – это тоска по живой душе в круговороте душ мертвых.

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
05 июня 2019

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции

Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?