Ангел и река. В Петропавловской крепости открылась экспозиция «История Санкт-Петербурга. Век XVIII»

В Комендантском доме Петропавловской крепости открылась новая постоянная экспозиция «История Санкт-Петербурга. Век XVIII». Более 800 экспонатов, размещенные в восьми залах, рассказывают об истории приневской земли до основания города и первом веке его существования. Этим событием Музей истории Петербурга завершил празднование 350‑летия Петра I.

Ангел и река. В Петропавловской крепости открылась экспозиция «История Санкт-Петербурга. Век XVIII» | ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

Прежняя экспозиция, посвященная дореволюционной истории нашего города, была создана почти полвека назад, в 1975 году. К 300‑летнему юбилею Северной столицы появилась новая версия раздела о городской истории с 1830‑х годов до 1917‑го. Уже тогда было очевидно, что требует обновленная версия и рассказа о ранней истории Петербурга. Около пяти лет назад эту часть прежней экспозиции закрыли. Новая, по разным причинам, долго не открывалась.

И вот — важная для музея премьера. Как рассказал нашей газете Сергей Воронков, заведующий экспозиционно-выставочным отделом музея, для нового показа были отреставрированы более 120 предметов. В частности, каминные часы «Медный всадник», золоченая крышка от ларца, в котором хранилась «Жалованная грамота» Екатерины II, чернильный прибор XVII века, украшенный эмалями, и другие раритеты. Уменьшен раздел древней истории, его основную часть планируется показывать в будущем Музее археологии. К сожалению, невозможно надолго выставить гравюры XVIII века и другие хрупкие и боящиеся света бумажные материалы того времени. Они заменены качественными копиями. «Мы постараемся показывать оригиналы на временных выставках», — пояснил Воронков.

Что касается мультимедийного сопровождения экспозиции, то, по словам Сергея Воронкова, музей старался не перегружать посетителей виртуальным. Ведь они приходят в музей для того, чтобы увидеть живые экспонаты. Современные технологии использованы для рассказа об истории Северной войны, показа «цеховых» печатей мастеров разных профессий, работавших в Петербурге. Например, парикмахеров и трубочистов. В финальном разделе о повседневной жизни горожан установлен интерактивный ярмарочный «раек». В XVIII веке его владелец — «раешник» — с помощью ручки перематывал панораму с картинками, попутно рассказывая разные истории. В современном «райке» зрители сами запускают картинки, движущиеся на экране.

Говоря об основных идеях нового дизайна экспозиции, Никита Сазонов, художник и музейный проектировщик, назвал два ключевых слова: «Ангел» и «Река». Ангел — символ нового города в устье Невы. Он является центром инсталляции «Строящийся Петербург», которая находится на лестнице, соединяющей две части экспозиции, расположенные на первом и втором этажах. Зритель как бы поднимается по строительным лесам, слышит шум стройки, разговоры мастеровых… Река — символ движения времени. От археологии до изображений катальных горок, которые в XVIII веке устанавливали на Неве для праздничных гуляний.

Первый зал новой экспозиции посвящен символам самого Петербурга. В центре — мраморный бюст Петра I, выполненный скульп­тором Марком Антокольским. Рядом — каминные часы «Медный всадник» и ампирный ларец для хранения ключей от Петербурга. Символический ключ, созданный неизвестным мастером в 1770 году, хранился в доме губернатора.

Главные экспонаты археологического зала, конечно, предметы, найденные в процессе недавних раскопок на Охтинском мысе. Они предоставлены Эрмитажем и впервые были показаны на короткой выставке в 2021 году. Теперь можно не спеша рассмотреть нагрудный крест XIII века: тонкая работа, возможно, византийского мастера, свидетельствует о торговых связях живших там новгородцев с далекими странами. Фрагменты лопаты и водяного колеса найдены при раскопках шведской крепости Ландскрона и относятся к 1300 году. Интересны средневековые предметы, найденные в крепости Орешек: фрагмент бересты, детские кожаные сапожки, игральные кости. Они принадлежат Музею истории Петербурга.

Портретная галерея сподвижников Петра I — Федора Головина, Григория Долгорукова, Бориса Шереметева и других — сопровождает рассказ об истории Северной войны. Победа в ней позволила России закрепиться на Балтийском море. Медали в память взятия Шлиссельбурга, Ниеншанца, заключения Ништадтского мира были отчеканены во второй половине XVIII века на Петербургском монетном дворе. Триумфальная колонна, задуманная Петром I в честь военных побед, не была реализована. Современная модель, созданная на основе эскизов Андрея Нартова, показывает, как она могла бы выглядеть.

За ратными подвигами последовало стремительное развитие Петербурга как новой столицы России. На гравюре 1740‑х годов можно увидеть, как выглядела застройка набережной Невы рядом с Домиком Петра. Там селились соратники царя-реформатора. Фрагмент деревянной сваи показывает, на чем стоит Петербург. Из прежней экспозиции перенесен интерьер из редких предметов начала XVIII века — стулья, стол, шкаф, ларец, люстра, зеркало, произведенные в разных странах.

Расцвет эпохи барокко совпал с правлением Анны Иоанновны и Елизаветы Петровны. Главный архитектор того времени — Франческо Бартоломео Растрелли. Рядом с его чертежами находятся фрагменты декора с фасада Зимнего дворца и капитель со Среднерогатского дворца.

Центральный экспонат зала, посвященного Петербургу времени Екатерины II, — «Жалованная грамота на права и выгоды городам Российской империи, данная Санкт-Петербургу 29 января 1786 года» и золоченая крышка от ларца для ее хранения. На крышке выбита статья 167 об обязанностях Городской думы. Первый пункт гласит: «Доставить жителям города нужное пособие к их прокормлению или содержанию».

Эпоха Просвещения, завершающая XVIII век, представлена портретами и эскизами проектов Джакомо Кваренги, Юрия Фельтена и других зодчих, строивших Петербург. Здесь экскурсоводы с трепетом показывают экспонат, созданный в 1951 году для Музея истории и развития Ленинграда. Это макет застройки Петербурга середины XVIII века с первым Казанским собором, построенным в 1733 – 1737 годах. Предположительно, по проекту Михаила Земцова.

В планах Музея истории Петербурга на 2023 год — создание в пяти следующих залах экспозиции, посвященной началу XIX века: Отечественная война 1812 года, восстание декабристов на Сенатской площади, установка Александровской колонны в честь победы над Наполеоном.

#выставка #Петропавловская крепость #экспозиция

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 1 (7330) от 09.01.2023 под заголовком «Ангел и река».


Комментарии