2Vtzqv4Hz9U

В Петербурге открылась выставка «Гражданка – пространство и время»

В залах Союза художников Петербурга на Большой Морской улице, 38, открылась выставка «Гражданка – пространство и время» – живопись, графика и фотографии, созданные во время экскурсий и пленэров в один из самых больших районов ленинградских новостроек.

В Петербурге открылась выставка «Гражданка – пространство и время» | РЕПРОДУКЦИЯ. ФОТО АВТОРА

РЕПРОДУКЦИЯ. ФОТО АВТОРА

Как рассказал «Санкт-Петербургским ведомостям» Вадим Сафонов, депутат МО Гражданка, автор идеи, год назад в его проект – первый раз провести пленэр вне исторического центра – не верили даже друзья и коллеги. «Ты пойдешь в Союз художников и предложишь профессионалам поработать совершенно безвозмездно, даже не предоставив материалов? Кому интересен «спальный» район?» – говорили они. И ошиблись. В феврале во время экскурсии на Гражданку поработали фотографы. В августе – после ослабления карантинных ограничений – живописцы и графики. Конечно, пандемия помешала: у нас было намечено двенадцать событий, но меня приятно удивило качество созданных произведений. Мы показываем 57 работ 30 художников и фотографов. В небольшие залы поместилось далеко не все, что было отобрано для выставки».

Понятен интерес краеведов и любителей истории города к проекту «Гражданка – пространство и время». Но он любопытен еще и тем, как по-разному смотрят на мир художники и фотографы. Главным героем картин Ксении Галкиной, Татьяны Чиковой и других живописцев стал пустующий трехэтажный дом 9/4 по проспекту Непокоренных, который медленно, но верно разрушается. Поэзия руин интересует художников как минимум последние триста лет. Вспомним хотя бы Гюбера Робера. Ксения Галкина без обиняков назвала коллективный автопортрет участников пленэра «Там, где мы должны быть». Художники не закрывают глаза на драматизм ситуации: на картине Арсения Багдасаряна «Непокоренных, 9/4» живописное изображение заколоченной двери прикрыто натуральной защитной строительной сеткой. В этом видится образ предостережения. Реновация – это замена скромных трехэтажных домов высотками, страдающими гигантоманией, которые априори уничтожают комфортную среду обитания.

Как пояснил Сафонов, на холсте – один из восьми домов, построенных в конце сороковых годов прошлого века пленными немцами. Он был включен в городскую программу реновации жилья и пять лет назад расселен. Но подобных домов в квартале около пересечения проспекта Непокоренных и Кушелевской дороги восемь, в некоторых живут люди. А инвесторам интересен только большой земельный участок...

У фотографов все иначе. Тот же девятый дом на снимке Елены Кондратьевой выглядит романтично. А сетка, прикрывающая старую вывеску «Парикмахерская», кажется барочным узором.

На фотографиях Марины Тяпковой, Александра Скибицкого, Татьяны Никольской – современная живая Гражданка, место, где выросло несколько поколений ленинградцев-петербуржцев. Для них проспект Науки, улицы Бутлерова и Верности – малая родина.

В 1975 году перед кинотеатром «Современник» на проспекте Науки открыли памятник летчикам Краснознаменной Балтики. В годы войны там находился аэродром «Гражданка». Модернистский по тем временам монумент представляет собой многогранник, в который встроены пятиконечные звезды. Сергей Андреев поймал момент, когда на одной из звезд выпавший снег принял очертания парящей птицы.

#выставка #город #Гражданский проспект

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 175 (6773) от 29.09.2020 под заголовком «Гражданка их пленила».


Комментарии