2Vtzqv4Hz9U

В Петербурге открылась выставка «Город звучит тишиной»

Необычным было открытие выставки «Город звучит тишиной» в Музее городского электрического транспорта (Средний проспект, 77). Ее участники возложили цветы к мемориальной доске, посвященной пуску блокадного трамвая 15 апреля 1942 года, а затем на знаменитом трамвае «МС» въехали в депо, где находится музей и размещена выставка.

В Петербурге открылась выставка «Город звучит тишиной» | РЕПРОДУКЦИЯ. ФОТО АВТОРА

РЕПРОДУКЦИЯ. ФОТО АВТОРА

Если быть совсем точным, то она занимает второй вагон трамвая «ЛП-33» (Ленинградский прицепной) по прозвищу «Американка». Он выпускался в 1933 – 1940 годах, служил на городских магистралях до 1979-го. На сегодня это рекорд долгожительства. Но, как рассказала «Санкт-Петербургским ведомостям» Юлия Яковлева, сотрудник музея, один из авторов выставки, выбор «ЛП-33» объясняется другим. Эта модель переоборудовалась в санитарные поезда (на снимке), которые развозили раненых по больницам.

На других фотографиях показана эвакуация трамваем людей из Автова и Московского района ближе к центру города при приближении фронта осенью 1941 года; вагон, разрушенный фугасом, на площади Нахимсона, как тогда называлась Владимирская площадь. Снимок трамвая, разрушенного артобстрелом на Невском проспекте, сделал весной 1943 года известный военный фотокорреспондент Рафаил Мазелев (1911 – 1975). Этот снимок недавно поступил в собрание музея в составе коллекции Михаила Нарциссова.

Вот заснеженный вагон, застрявший на городской улице. Как пояснила Яковлева, регулярное пассажирское движение прекратилось 8 декабря 1941 года. Чтобы возобновиться 15 апреля 1942-го, о чем свидетельствует фотография «ЛП-33» на Невском проспекте. В тот день из нескольких парков вышли трамваи пяти маршрутов. № 7 начинался на кольце «25-я линия» рядом с Трампарком им. А. Леонова (ныне Василеостровский трамвайный парк), где находится музей. Затем (привожу современные названия улиц) трамвай шел на площадь Труда, выходил на Садовую улицу, сворачивал на Невский проспект, доезжал до Александро-Невской лавры и направлялся по проспекту Обуховской Обороны до завода «Большевик».

В проекте «Город звучит тишиной» также участвует постоянный партнер «трамвайщиков» – василеостровский музей «Ленинградское детство». Он предоставил блокадные документы, письма и предметы. Боец Ворожейкин пишет подруге с фронта: «Дорогая Зина! И мы, связисты, будем стоять стеной за город Ленина, за ленинградок». В мае 1942 года Сергей Гаричев получил документ со штампом: «Разрешен проезд через озеро. КПП-НКВД». Тогда никому не надо было объяснять, что речь шла о Ладожском озере и Дороге жизни.

Трогателен «самиздат» 1943 года: барышня, спрятавшаяся под инициалами И. С., аккуратно переписала из книжки либретто оперы «Кармен».

На выставке можно увидеть, как выглядели военные коптилки. Несколько предметов того времени, в частности «хромку» – русскую гармонь, предоставили частные коллекционеры.

На открытие выставки был приглашен Константин Шпиллер, сын Михаила Шпиллера, который в годы блокады работал директором Трампарка им. А. Леонова и восстанавливал трамвайное движение. Он рассказал нашей газете, что родился в октябре 1943 года и первые два года жил в квартире дома трампарка на Среднем проспекте, 79. Отец приходил домой в лучшем случае на 3 – 4 часа, остальное время работал. Надо было поддерживать людей, добывать им дополнительные пайки, ремонтировать поврежденные обстрелами вагоны. Юный Костя запомнил, что в трампарке в блокаду была идеальная чистота.

Фашисты пытались разрушить трампарк как стратегический военный объект. Шпиллер говорит, что в него не попал ни один снаряд. А рядом на бульваре вдоль 18-й линии, куда бабушка носила дышать свежим воздухом маленького Костю, однажды раздался взрыв. Точно на месте ее любимой скамейки.

Эта военная история напомнила, как около десяти лет назад предприимчивые иностранцы намеревались снести исторические ангары трампарка и освоить территорию под жилье под прикрытием дворца искусств. Потребовались большие усилия петербургской общественности, чтобы тот проект не состоялся. Пять лет назад трампарк снова стал действующим. Развитие экологического транспорта, в том числе трамвая, должно защитить памятник промышленной архитектуры начала ХХ века от возможных посягательств.

#выставка #история #экспозиция

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 17 (6855) от 02.02.2021 под заголовком «Лазарет мой «Американка»...».


Комментарии