В Петербурге открылась выставка «Город как субъективность»

В Музее городской скульптуры открылась выставка «Город как субъективность». Это «разверстанные» на стены зала графические листы тридцати пяти авторов, которые собраны под одной обложкой книги художника. Они размышляют о том, что такое современный город.

В Петербурге открылась выставка «Город как субъективность» | РЕПРОДУКЦИЯ. ФОТО АВТОРА

РЕПРОДУКЦИЯ. ФОТО АВТОРА

Еще тридцать лет назад вид искусства, который в мире принято называть livre d,artiste, или artist,s book, был в России почти неизвестен. Теперь это разнообразное направление от малотиражных изданий до объектов в единственном экземпляре с минимумом текста. Нынешний проект – классическая книга художника. Она называется «Город», имеет тираж 58 экземпляров и представляет собой несброшюрованный альбом литографий, гравюр, фотопечати и т. д. Каждый лист выполнен одним художником вручную.

Два года назад исследователь Алексей Парыгин и издатель Тимофей Марков (они же – кураторы выставки) предложили художникам разных поколений, работающим в разных техниках, живущим в разных местах, высказаться на городскую тему.

В итоге в издание вошло 35 листов художников из Петербурга, Москвы, Казани и Нижнего Новгорода. Как рассказал нашей газете Парыгин, он жестко пресекал все попытки использовать произведения поэтов Серебряного века и других классиков. Художники должны были сами сочинить тексты.

Надо сказать, что с этой задачей они справились. На шелкографии Надежды Анфаловой соединено старое фото Львиного моста как воспоминание о собственном детстве и рисунок, изображающий современное окружение. Текст к нему такой: «Время замерло в изгибах набережной, бесконечной анфиладе дворов, в туманных рассветах над городом...». Художница призналась, что несколько строк потребовали едва ли не столько же времени, сколько создание шелкографии.

Гафур Мендагалиев, изобразивший сфинкса, назвал его безмолвным стражем времени, который «бездонным каменным тысячелетним оком поймал мой миг жизни». Линогравюра Александра Позина «Наши в городе» изображает нашествие кроликов. Лист создан больше года назад, когда еще не было карантинов и звери не ходили по городу, как по лесу. На сходную тему иронично вопрошает в работе «Сон» карикатурист Вячеслав Шилов: «Где проходит грань, которая отделяет человеческую реальность от нечеловеческой действительности?». Про диктат общества потребления лист Анастасии Зыкиной с изображением манекенов в большой светящейся витрине, которые говорят: «Эй ты, люби меня». «Город-Сеть» Марины Спивак задает нам жесткие правила поведения: «Встал, вышел, нашел, потерял...».

На вопрос «Санкт-Петербургских ведомостей», что значит город для художников, Екатерина Климова, заведующая отделом гравюры Русского музея, автор одной из статей в каталоге выставки, ответила так: «Мегаполис предстает перед зрителем во всех смысловых ипостасях – романтичным и любимым городом детства, жестоким и безжалостным спрутом, серой удушливой паутиной, индустриальным монстром, оазисом прекрасной архитектуры, свидетелем и хранителем истории...».

Кураторы решили дополнить выставку скульптурами, которые созданы представителями этого цеха – участниками проекта «Город». Это прием был бы уместен, если бы книгу делали только скульпторы. Да и пространство выставочного зала оказалось сильно перегруженным, если не сказать загроможденным.

«Субъективность» будет открыта три месяца, а какова судьба книг? Как пояснил Марков, по экземпляру получат художники, несколько книг предназначены для музеев, библиотек и партнеров, поддержавших проект. Остальные будут выставлены на аукционы, вырученные средства поступят благотворительным фондам.

#выставка #город #скульптура

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 199 (6797) от 02.11.2020 под заголовком «Лист в книгу города».


Комментарии