В Петербурге открылась фотобиеннале историко-архивной фотографии

В Строгановском дворце Русского музея работает 4‑я фотобиеннале историко-архивной фотографии из десяти музеев. Каждый представил один сюжет, а вместе 144 снимка дают панораму разнообразной жизни российской провинции 1870 — 1930‑х годов.

В Петербурге открылась фотобиеннале историко-архивной фотографии  | Фото Дмитрия СОКОЛОВА

Фото Дмитрия СОКОЛОВА

Участники проекта — музеи Воронежа, Ивангорода, Нижнего Новгорода, Рыбинска, Рязани, Симферополя, Омска, Пскова, Углича, Якутска. Кураторы — Светлана Зинченко и Мария Панова из Русского музея предлагают зрителям самим выбрать маршрут по выставке. Одни предпочтут рассматривать фотографии в хронологическом порядке, другим интересны прежде всего люди, третьим — архитектура, четвертым — малая родина предков и т. д.

Три раздела можно назвать петербургскими. В ивангородском музее хранится коллекция фотографий, принадлежавших тамошнему экскурсоводу Константину Ольхину. В 1924 — 1925 годах он был вожатым первых пионерских отрядов Ленинграда. На снимках неизвестных фотографов показаны спортивные соревнования и скромные палатки летних лагерей в Токсове и Васкелове, а также пионерский праздник в Песочном, когда дети выложили своими телами слоган «Будь готов!». В июне 1941‑го Ольхин решил идти добровольцем на фронт, но по ложному доносу попал в тюрьму. После войны ему не разрешили вернуться в Ленинград, и он поселился в Ивангороде.

Псково-Изборский заповедник хранит фотографии усадьбы «Волышово», сделанные местным фельдшером Василием Проскуряковым. Последним до революции владельцем усадьбы был Сергей Строганов, хозяин Строгановского дворца. Снимки 1910‑х годов запечатлели поместье, которое славилось своим конным заводом, графским дворцом и многочисленными постройками. Сейчас все они находятся в руинах. Может быть, фото помогут будущим реставраторам.

Русский музей фотографии (Нижний Новгород) показывает жанровые снимки Дмитрия Смирнова, краеведа, фотографа-любителя. Среди волжских пейзажей и сельского быта не затерялась «Лесная столовая» Политехнического института» (1913). Смирнов оканчивал петербургский вуз и сделал снимок во время учебы.

Неожиданный диалог с Петербургом получился у Омска. В местном краеведческом музее хранятся фотографии, сделанные 6 — 8 мая 1928 года во время самого крупного за всю историю города наводнения, когда Обь вышла из берегов вместе со льдом. По улицам двигаются лодки, люди спасают казенное и личное имущество, пострадавшим подвозят хлеб… Большинство снимков сделал Иван Шульпин, художник-график, который пользовался псевдонимом Ван Пин.

Из Сибири перенесемся в Воронеж, там в краеведческом музее хранятся фото неизвестных авторов, представляющие выступления цирковой династии Дуровых. Ее основатель Анатолий Дуров-старший жил в Воронеже. Среди самых интересных фото — портрет Терезы Дуровой (1891), первой русской клоунессы. На ее голове восседает петух. Другая птица абонировала левую руку. К 1920‑м годам относится фото Анатолия Дурова-младшего в обнимку с леопардом.

Центральный музей Тавриды (Симферополь) предоставил редкие фото 1870‑х годов, на которых изображен Севастополь в ходе восстановления после Крымской войны. Снимки разных авторов происходят из собрания историка Александра Бертье-Делагарда.

Из Рыбинского музея-заповедника привезены фото конца XIX века, связанные с жизнью Сергея Михалкова, предводителя дворянства Ярославской губернии и учредителя кружка любителей велосипедной езды. На одном фото Михалков позирует вместе с представителями крестьянского самоуправления Николо-Кормской волости. На другом — его жена Агриппина на велосипеде.

Завершают выставку фото из Рязанского музея-заповедника и якутского Музея народов Севера. Их объединяет имя фотографа Акима Курочкина, в начале ХХ века — корреспондента этнографического отдела Русского музея. Рязанская серия была сделана для 2‑й Всероссийской кустарной выставки, состоявшейся в 1913 году в Петербурге. Среди традиционных фото рязанских ткачей, бондарей, шорников выделяется загадочное — «Кустарное производство сельскохозяйственных машин».

Главный хит выставки — «Охота с прирученным быком. Окрестности Якутска». Мало того что дрессированный бык медленно приближался к уткам на расстояние 50 метров, имитируя невинное поедание травы. Он не боялся выстрелов охотника, который прятался за его широкой спиной.


#музей #Строгановский дворец #Русский музей

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 6 (7089) от 17.01.2022 под заголовком «Взять быка на охоту».


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде
21 августа 2019

Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде

Русский музей развернул в Михайловском замке выставку к 150-летию Константина Сомова.

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»
16 августа 2019

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»

В своей картине режиссер противопоставляет жизненную правду - и ее вечную, несокрушимую экранную имитацию.

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине
06 августа 2019

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине

Оперетта хороша в любое время года, но летом - особенно.

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная
31 июля 2019

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная

Настал важный момент для культуры нашей страны: идет война за то, как она будет развиваться дальше.

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах
29 июля 2019

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах

Вспоминаем двух советских режиссеров.

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте
03 июля 2019

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте

Участие коллекционеров позволило наглядно показать контрасты художника, которого одинаково занимали темы бури и покоя.

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова
27 июня 2019

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова

Живопись, акварели, скульптура, фарфор, мебель, редкие книги — все это показывает хороший вкус коллекционера.

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди
13 июня 2019

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди

Это случилось на исторической сцене Мариинского театра на фестивале «Звезды белых ночей».

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина
11 июня 2019

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина

Туда можно попасть с экскурсией просветительской программы «Открытый город».

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга
10 июня 2019

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга

О том, как решения властей отражались в судьбе самых известных объектов города, можно узнать на выставке.

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета
08 июня 2019

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета

Спектакль молодого режиссера Романа Кочержевского – это тоска по живой душе в круговороте душ мертвых.

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
05 июня 2019

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции

Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?