В Петербурге обсудили развитие современных музеев России
Какие музеи нужны сейчас, как они должны выглядеть, чем привлекать посетителей? Эти вопросы обсуждали участники конференции «Форма и функция. Современный музей в России», которая была организована петербургским журналом «Проект Балтия». Поводом для разговора стала возможность создания археологического заповедника на Охтинском мысе.
ФОТО pixabay
Владимир Фролов, архитектурный критик, заметил, что за тридцать постсоветских лет в Петербурге построено всего два новых музейных здания – эрмитажный комплекс в Старой Деревне и Музей железных дорог России рядом с Балтийским вокзалом. Мировая архитектурная мысль двигается в двух направлениях. Первое – создание эффектных хайтековских зданий, например, Музей будущего в Дубае (2020). Второе – музеи, которые минимально вторгаются в окружающую среду, пример – художественный музей «Амос Рекс» (2018) в Хельсинки, расположенный под землей.
Сергей Орешкин, архитектор, рассказал о своем проекте Музея обороны и блокады Ленинграда на Смольной набережной, который создавался для конкурса. Для автора было важно не конкурировать с находящимся рядом Смольным собором. Поэтому была выбрана форма пластины, если смотреть с Невы. Как известно, было принято решение не строить музей на этом месте. По мнению Орешкина, выделенный участок площадью 60 тысяч кв. метров был мал для музейного комплекса. Другим важным уроком конкурса стало понимание необходимости комплексного подхода к строительству новых музеев – что его окружает, какие необходимы видовые точки, какие места притяжения находятся поблизости, как организовать удобные туристические маршруты и т. д.
Ксения Сурикова, искусствовед, убеждена, что любой новый музей должен стать современной «агорой» – местом встреч, где соединяются показ экспонатов, прежде всего реальных, а не виртуальных, и образовательный центр. Девизом тут могут стать понятия «Знание, досуг, эмоция».
Максим Батаев, архитектор, показал свой дипломный проект по Охтинскому мысу, созданный около десяти лет назад и, по мнению автора, не потерявший актуальность. Батаев считает, что широкой публике не будут интересны все рвы и валы. Их надо сберегать для потомков, создав «над археологией» ландшафтный парк. Рядом, например, на берегу Охты, построить музей археологии – но всего Северо-Запада в контексте европейской истории.
Говоря о том, какие еще музеи нужны в Петербурге, Вадим Басс, историк архитектуры, назвал три сюжета: музей зодчества, выставочный центр для показа больших привозных проектов, а также создание художественных коллекций в университетских музеях.
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 82 (6920) от 11.05.2021 под заголовком «Через валы к музею».
Комментарии