В Главном штабе открылась экспозиция «Музей российской гвардии»

В семи залах Главного штаба развернута экспозиция «Музей российской гвардии». В витринах знамена, оружие, медали, ордена. С портретов смотрят красивые волевые лица. За стеклом – мундиры гвардейских полков, шинель Александра II, мундирное платье Екатерины II, мундир Петра I, в котором он участвовал в Северной войне...

В Главном штабе открылась экспозиция «Музей российской гвардии» | ФОТО Александра ДРОЗДОВА

ФОТО Александра ДРОЗДОВА

История элитных частей российского воинства насчитывает больше трех столетий. Гвардией их назвал Петр I в 1700 году в день выступления походом на Нарву. Гвардия играла важную роль не только на поле боя. Гвардейцы проявили себя как храбрые солдаты, с честью пронесшие боевые знамена через сражения и войны, и как умелые администраторы, управленцы, поэты, музыканты, как люди, от поведения которых не раз зависела судьба страны. Оказавшись в эмиграции, они хранили традиции и дух гвардейского сообщества, занимались просветительской деятельностью, собирали и хранили реликвии. В состав экспозиции вошли вещи, которые были сохранены после Гражданской войны офицерами, оказавшимися за рубежом и рассеянными по всему миру.

О том, как создавался проект, как он развивается, обозреватель «Санкт-Петербургских ведомостей» Людмила ЛЕУССКАЯ расспросила заместителя директора Эрмитажа по научной работе, государственного герольдмейстера РФ Георгия ВИЛИНБАХОВА.

– Георгий Вадимович, Эрмитаж хранит память об отечественной военной истории: Александровская колонна на Дворцовой площади, Галерея портретов героев 1812 года в Зимнем дворце... Как возникла идея Музея гвардии?

– Начну с того, что Эрмитаж помимо общепринятой роли в истории искусств, истории культуры одновременно является и одним из крупнейших военных музеев. Это определяется коллекциями. Арсенал – коллекции русского, западноевропейского, восточного оружия. В коллекции форменного костюма хороший набор российских мундиров, начиная с кафтана Петра I, в котором он был в сражении под Полтавой, и кончая началом XX века. Коллекция наград – военные медали, ордена, полковые знаки. У нас одна из самых больших в мире – 6,5 тысячи – коллекция русских и трофейных знамен.

С коллекциями работали первоклассные специалисты Эрмитажа. Они стали авторами первых в нашей стране изданий, посвященных военной истории, геральдике, военным памятникам. Первая книга по истории русской военной формы Льва Ракова вышла в 1945 году. Книга по истории флагов Николая Семеновича – в 1946-м. Книга Владислава Глинки «Русский военный костюм» опубликована в 1988 году. И первая книга по истории орденов Ивана Спасского тоже была издана Эрмитажем в 1963-м.

Наше поколение получило традицию, которую продолжает. Не случайно 40 лет назад в Эрмитаже был создан Геральдический семинар, где обсуждаются темы, связанные с геральдикой гражданской и военной. Он работает до настоящего времени.

Если говорить о выставках, первая, посвященная военной теме, была организована, как только музей получил парадные залы Зимнего дворца. В Георгиевском зале выставляются доспехи. В Пикетном – охотничье оружие. В Александровском зале – выставка оружия, связанного с русской армией XVIII – XIX веков. Заметьте, все это происходило в 1923 году.

И первая в нашей стране выставка, посвященная героическому прошлому русского народа, с батальными картинами, портретами проходила в 1938 году в парадных залах Эрмитажа. Потом были выставки, посвященные войне 1812 года...

– Логическим продолжением можно считать выставки, посвященные российской гвардии?

– К ее 300-летию в 2000 году мы сделали колоссальную выставку, посвященную этой дате. Она была в парадных залах Зимнего дворца, в ней кроме Эрмитажа принимали участие петербургские музеи. Ее посетил президент Владимир Путин, он сказал: выставка закончится, но хочется, чтобы было что-то постоянное.

– На тот момент уже были контакты с зарубежными потомками гвардейцев?

– К этому времени у нас сложились определенные отношения с русским зарубежьем, с потомками русских военных, которые вели активную деятельность после ухода из России. Это Общегвардейское и полковые объединения, которые хранили много вещей.

Добрые отношения установились с Казачьим музеем и Общегвардейским объединением в Париже. День гвардии – 13 декабря – в 2000 году впервые отмечался не в Париже, а в Петербурге в Эрмитаже. Приехали члены зарубежных объединений. Была целая программа – конференция в Эрмитажном театре, торжественное открытие выставки, молебен памяти гвардейцев в Спасо-Преображенском соборе, прием в Иорданской галерее.

Увидев, чем богат Эрмитаж, нам стали что-то передавать. Иногда это были комплексы вещей, которые с точки логики музейной надо было разделить. Фарфор отдать в хранение фарфора, книги в библиотеку, документы в архив, оружие в Арсенал... Но для дарителей важно было, чтобы все находилось вместе.

Тогда и было принято решение сделать постоянную экспозицию, посвященную гвардии. Мы ее открыли в Главном штабе еще до его большой реконструкции, назвали эту структуру Музей гвардии. Все то, что мы получаем в дар, будь то маленький жетончик или знамя, находится там. Нам передали музей объединения Преображенского полка, архив Кирасирского полка... В 2003 году во время государственного визита премьера Великобритании мы получили знамя лейб-гвардии Гренадерского полка. Оно передавалось для Музея гвардии.

– Какова дата основания Музея гвардии?

– Специального приказа по этому поводу не было. Есть фонд, который входит в состав отдела Арсенал, где хранятся оружие, знамена, военная графика... Он называется Музей гвардии. Так же как со временем у нас будет Музей геральдики в здании Биржи.

– А сейчас фонд пополняется?

– Пополняется. Несколько месяцев назад в Париже скончался мой давний друг Жерар Горохов. Он готовил вещи к передаче в Эрмитаж. Начали закрываться на карантин границы, наши сотрудники отдела новых поступлений были в Париже, описывали коллекцию флаконов, которую мы приобретали. Я уже понимал, что сам поехать не смогу, попросил их пойти к Жерару, зафиксировать коллекцию вещей, предназначенных для передачи Эрмитажу. Их успели сфотографировать, описать. Когда Жерар скончался, его сыновья обратились в наше посольство, которое помогло передать вещи Эрмитажу. Мы их получили. В декабре в Дни Эрмитажа представляли несколько вещей, полученных из Парижа. Там были предметы обмундирования, оружие, оловянные солдатики...

– Больше века прошло с тех пор, как Императорская гвардия ушла из России. Какие-то реликвии за рубежом еще остались?

– Там еще много осталось. В Париже есть музей лейб-гвардии Казачьего полка. Наверняка какие-то вещи остались в семьях. Я помню, бывал у кого-то в гостях, где-то видел портсигар, где-то жетон в память об отце, награды, книги... Наша позиция простая: мы никого ни о чем не просим, но готовы принять вещи от тех, кто хранит память о предках.

– Вы намерены расширять экспозицию? Когда-то шла речь о Бирже...

– Такой вариант рассматривался, но у Биржи есть другая функция – Музей геральдики. Конечно, в него войдут и вещи, связанные с гвардией. Там будет представлена геральдика гвардейских полков, знамена, мундиры, полковые знаки. Коллекции у нас большие, можно показать и там. Но Музей российской гвардии находится именно в здании Главного штаба.

Не скрою, есть некие планы, которые пока неизвестно, удастся ли осуществить. Предполагалось, что Эрмитаж получит здание бывшего штаба гвардейского корпуса, которое стоит между Миллионной улицей и Певческим проездом, для размещения там Музея гвардии. К сожалению, пока все ответы, которые мы получали от Министерства обороны, противоречат один другому. Но есть европейское понятие «вода камень точит» и восточное «караван идет». При удобном случае мы будем эту тему поднимать. Тем более президент в свое время эту идею поддержал.

#выставка #история #музей

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 82 (6920) от 11.05.2021 под заголовком «Честь и слава российской гвардии».


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде
21 августа 2019

Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде

Русский музей развернул в Михайловском замке выставку к 150-летию Константина Сомова.

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»
16 августа 2019

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»

В своей картине режиссер противопоставляет жизненную правду - и ее вечную, несокрушимую экранную имитацию.

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине
06 августа 2019

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине

Оперетта хороша в любое время года, но летом - особенно.

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная
31 июля 2019

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная

Настал важный момент для культуры нашей страны: идет война за то, как она будет развиваться дальше.

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах
29 июля 2019

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах

Вспоминаем двух советских режиссеров.

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте
03 июля 2019

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте

Участие коллекционеров позволило наглядно показать контрасты художника, которого одинаково занимали темы бури и покоя.

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова
27 июня 2019

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова

Живопись, акварели, скульптура, фарфор, мебель, редкие книги — все это показывает хороший вкус коллекционера.

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди
13 июня 2019

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди

Это случилось на исторической сцене Мариинского театра на фестивале «Звезды белых ночей».

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина
11 июня 2019

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина

Туда можно попасть с экскурсией просветительской программы «Открытый город».

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга
10 июня 2019

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга

О том, как решения властей отражались в судьбе самых известных объектов города, можно узнать на выставке.

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета
08 июня 2019

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета

Спектакль молодого режиссера Романа Кочержевского – это тоска по живой душе в круговороте душ мертвых.

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
05 июня 2019

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции

Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?