Шедевры Умбрии. В Эрмитаже развернута выставка об искусстве Средневековья
В Николаевском зале Зимнего дворца развернута выставка, прибывшая из Италии: «Искусство Средневековья. Шедевры из Национальной галереи Умбрии».
ФОТО Александра ДРОЗДОВА
– Выставка приехала к нам из Перуджи, столицы Умбрии. Нам прислали потрясающие вещи, – рассказывает ведущий научный сотрудник Эрмитажа Ирина Артемьева. – Никогда такого уровня выставки итальянской живописи с XIII по XV век в стенах Эрмитажа не было. Все вещи из постоянной экспозиции Национальной галереи. Это возможность ознакомиться с искусством не только Умбрии, но и окружающих ее областей в течение периода, который у нас называется Средневековье. Для итальянской культуры правильнее говорить о Проторенессансе.
В экспозиции четыре десятка шедевров живописи, скульптуры и декоративно-прикладного искусства. Никогда еще так много памятников не покидало стен музея и даже не выезжало далеко за пределы Перуджи. Это стало возможным потому, что Национальная галерея закрылась на ремонт.
Умбрия ассоциируется прежде всего с именами Перуджино и молодого Рафаэля. Но гораздо раньше, в XIII веке, искусство этой области представляло собой одну из самых сильных художественных школ. Это связано с яркой фигурой в истории Италии – Франциском Ассизским, основателем ордена францисканцев.
Он прожил недолгую, но полную событий жизнь, был канонизирован через два года после смерти. Почти сразу началось строительство базилики Св. Франциска в городе Ассизи – одной из шести главных базилик католического мира. Лучшие художники Италии того времени создавали в храме монументальные фрески – сцены из жизни еще недавно реально существовавшего человека. Они начинали отходить от строгих византийских канонов, искать другие изобразительные средства, поскольку жизнь подсказывала им совершенно новые сюжеты.
Вместе с известными живописцами: Чимабуэ, Дуччо ди Буонинсенья, Джотто ди Бондоне над росписями храма работала артель местных художников, чьи подлинные имена неизвестны. Одного из них принято называть «мастер святого Франциска». Он исполнил фрески Нижней церкви базилики. Выставка начинается с работ этого мастера – двустороннего креста с изображением распятого Христа и фрагментов алтарной преграды.
Раздел XIII века небольшой – до нашего времени дошли единицы вещей этого периода. Скульптуру, игравшую важную роль в убранстве соборов и общественных построек, представляет произведение Арнольфо ди Камбио. Мраморная женская фигура когда-то входила в ансамбль украшенного статуями и рельефами Фонтана жаждущих на главной площади города Перуджи.
Для выставки в Эрмитаже выбраны знаковые произведения итальянского искусства XIII – XV веков: одночастные иконы и полиптихи, уникальные ранние образцы алтарных преград и процессионные кресты.
Мастеру алтарей в Монтелабате, работавшему в Перудже в первой половине XIV века, приписываются два двусторонних образа с изображением местных святых. Епископ Эрколан держит в руках модель Перуджи. Это самое раннее изображение главной площади города.
В состав выставки вошла и фреска начала XIV века «Распятие Христа» работы братьев Лоренцо и Якопо Салимбени. Она кажется монохромной, хотя на самом деле живопись цветная, но пострадавшая от времени и обнажившая подготовительный рисунок.
Шедевр в собрании Национальной галереи – «Мадонна с младенцем», или Магнификат (восхваление Мадонны), Джентиле да Фабриано. Мадонна сидит на троне, сплетенном из растений, на лужайке, усеянной цветами. Ее окружают ангелы, прославляющие Марию пением.
Средневековье принято считать временем темным и мрачным. Но тогда творили Данте, Петрарка, Боккаччо, Джотто...
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 95 (6933) от 28.05.2021 под заголовком «Шедевры Умбрии в Эрмитаже».
Комментарии