Обратная сторона зари. Русский музей открыл выставку Льва Юдина

Русский музей открыл в Михайловском замке выставку «Лев Юдин: сказать – свое...», представляющую более 200 произведений из музеев и частных коллекций. Это первая выставка художника в ГРМ и первый большой показ его работ за последние полвека.

Обратная сторона зари. Русский музей открыл выставку Льва Юдина | РЕПРОДУКЦИЯ. ФОТО АВТОРА

РЕПРОДУКЦИЯ. ФОТО АВТОРА

Долгое время Лев Юдин оставался в тени Малевича, которого считал своим кумиром и наставником. Выставка демонстрирует самостоятельного художника, прошедшего путь от юношеского лозунга «Чертить знаком супрематизма формы мира» до взрослого высказывания: «Я хочу сделать искусство, не выходя из комнаты».

Ирина Карасик, ведущий научный сотрудник музея, исследователь творчества художника, провела для нашей газеты экскурсию. В названии выставки она использовала слова из дневника, который художник вел всю жизнь как рабочую тетрадь, фиксируя замыслы, лекции, разговоры с соратниками.

Юдин родился в Витебске в 1903 году. Там же стал учеником Малевича, одним из лидеров движения УНОВИС («Учредители нового искусства»). Выставка начинается с коллективного планшета «уновисовцев», показанного в 1922 году на выставке в Берлине. Семь из четырнадцати рисунков сделаны Юдиным.

Вместе с учителем он перебрался в Ленинград, стал сотрудником Института художественной культуры. Система Малевича предполагала последовательное изучение всех «измов», начиная с импрессионизма, как комплексов мировоззрения и пластических приемов. Юдин стал главным по кубизму. Он считал, что это направление близко старой живописи и сохраняет возможность наблюдения за природой. В отличие от супрематизма – направления отвлеченного и умышленного.

Картина «Кубизм» – центральная в раннем творчестве Юдина. В 1923 году в Петрограде состоялась выставка картин художников всех направлений. Сохранилось фото: в залах Академии художеств «Кубизм» помещен над картиной Малевича. Это не случайность, а знак качества, Малевич следил за развеской. Заново картина нашлась в 1992 году. Когда сотрудники Третьяковской галереи изучали наследие друга Юдина – Константина Рождественского, то на обороте картины «Встреча зари» нашли «Кубизм». Сейчас рядом выставлены карандашные рисунки, показывающие, как художник постепенно трансформировал портрет мужчины в кубистическую композицию.

Юдин был художником-исследователем. Для него было совершенно естественным создать в духе обэриутов серию рисунков «Шамшева улица» (он снимал там комнату в деревянном доме) с изображением «Мышки-стрепетушки» и «Земли Панамы». Или обложку для детских журналов. На выставке показан оригинал-макет одного из номеров «Чижа». Силуэты из черной бумаги Юдин виртуозно вырезал ножницами без предварительного рисунка. Также представлено несколько детских изданий с иллюстрациями Юдина – «Загадки» Маршака и «Кто?» Введенского.

Поиски «своего» привели художника к пластическому реализму. К середине 1930-х годов относятся «Женский портрет» и несколько изысканных натюрмортов, где достигнута «чувственная» гармония формы и цвета.

В 1934 – 1935 годах Юдин сделал несколько новаторских работ. Он вырезал из бумаги сюрреалистические скульптуры – фантастические растения, мачты, колонны. Но настоящим своим произведением художник считал собственные фото этих объектов. На выставке показаны подлинные отпечатки. В одном из писем художник гордо сообщал, что сделал это раньше, чем попал в Ленинград французский журнал с аналогичными опытами Ман Рэя.

Затем наступил период рисования, которое Ирина Карасик называет «семантикой частного быта» – изображение сына и племянников, уютного домашнего интерьера, сельских пейзажей. В конце 1930-х годов Юдин подружился с Дмитрием Митрохиным: академический художник стал его вторым кумиром. И занялся печатной графикой в разных техниках. «Игра в футбол» – гравюра резцом, «Озерки Лето» – линогравюра...

В начале войны Юдин был направлен на курсы младших командиров. Он отказался от брони и погиб в ноябре 1941 года в своем первом бою под Ленинградом.

#выставка #культура #искусство

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 92 (6930) от 25.05.2021 под заголовком «Обратная сторона зари».


Комментарии