В Особняке Румянцева представили выставку «Непарадный Ленинград»

В Особняке Румянцева (Английская набережная, 44) открылась выставка «Непарадный Ленинград», на ней представлено более ста картин, рисунков и литографий 22 мастеров ленинградской пейзажной школы 1930 – 1940‑х годов из собрания Музея истории Петербурга.

В Особняке Румянцева представили выставку «Непарадный Ленинград» | Александр Ведерников. «Нева с баржами». 1930. / Репродукция. ФОТО автора

Александр Ведерников. «Нева с баржами». 1930. / Репродукция. ФОТО автора

Необычна история этого проекта. Он готовился шесть лет командой Веры Ловягиной, тогдашнего (теперь она работает в Музее Академии художеств) хранителя фонда советской живописи и графики ГМИ СПб для показа в российских регионах. Часть произведений была специально отреставрирована для длительного путешествия.

В столицах хорошо известны имена Александра Ведерникова, Владимира Гринберга, Бориса Ермолаева, Николая Лапшина, Вячеслава Пакулина Александра Русакова, Николая Тырсы и других ленинградских художников, активно работавших в 1930 – 1940‑е годы. Историки искусства относят этих авторов к «альтернативному» или «третьему» пути, подразумевая под первым русский авангард и его последователей, под вторым — социалистический реализм. В регионах об этих авторах знают меньше. Кроме того, петербургские музейщики стремились представить внимательными глазами пейзажистов красоту «неоткрыточных» видов города — Коломна, Старая Деревня, проспект Стачек…

В прошлом году «Непарадный Ленинград» был с большим успехом показан в музеях Казани, Челябинска и Екатеринбурга, куда заинтересованные петербуржцы специально ездили, чтобы увидеть выставку. Тогда‑то музейщикам и стало понятно, что познакомить с ней необходимо и горожан. Показ в Особняке Румянцева предлагает разные маршруты путешествия по Ленинграду, по хронологии — от самого начала 1930‑х до конца 1940‑х. Например, от литографии Владимира Конашевича «Сад у фабрики-кухни на проспекте Карла Маркса» до литографии Георгия Верейского «Андреевский собор» (1946). Можно сосредоточится на технике — от яркого пейзажа «Яхты на островах» Израиля Лизака до изысканной акварели «Сенная площадь» Николая Лапшина.

Любителей истории наверняка заинтересуют уже не существующие городские виды. Название пейзажа Якова Шура «Прощай, Новая Деревня» многозначно. Художник изображает деревянные домики, на которые надвигаются многоэтажные жилые дома. «Этюд в Старой Деревне» Александра Русакова показывает, что туда еще не пришла урбанизация. «Пейзаж на окраинах Ленинграда» Николая Емельянова и вовсе напоминает сельские виды Ван-Гога.

Интересно сопоставить акварель Николая Тырсы «Кировский стадион» и серию литографий Александра Ведерникова «Строительство стадиона им. С. М. Кирова». Акварель относится к 1934 году: явно это фантазия, возможно, созданная на основе эскизов архитектора Александра Никольского, они публиковались. Серия литографий относится к 1949 году и представляет финальные работы на вершине искусственно насыпанного холма.

Важным персонажем для пейзажистов стал ленинградский троллейбус. Он мирно трудится на довоенной акварели Лапшина «Троллейбус на набережной Фонтанки» и застыл в глубоком снегу на блокадной картине Вячеслава Пакулина «Невский проспект» и рисунке Бориса Ермолаева «Ленинград в дни блокады».

Вера Ловягина рекомендует обратить внимание на три пейзажа Николая Тырсы с видами Мойки и Крюкова канала. В 1934 году в Ленинград приезжал французский художник Альбер Марке. Многие молодые ленинградские пейзажисты называли себя его последователями. Марке оценил работу коллег, особо выделив пейзажи Тырсы.

#выставка #картины #рисунки

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 50 (7133) от 22.03.2022 под заголовком «Когда троллейбус ездил вдоль Фонтанки».


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде
21 августа 2019

Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде

Русский музей развернул в Михайловском замке выставку к 150-летию Константина Сомова.

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»
16 августа 2019

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»

В своей картине режиссер противопоставляет жизненную правду - и ее вечную, несокрушимую экранную имитацию.

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине
06 августа 2019

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине

Оперетта хороша в любое время года, но летом - особенно.

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная
31 июля 2019

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная

Настал важный момент для культуры нашей страны: идет война за то, как она будет развиваться дальше.

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах
29 июля 2019

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах

Вспоминаем двух советских режиссеров.

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте
03 июля 2019

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте

Участие коллекционеров позволило наглядно показать контрасты художника, которого одинаково занимали темы бури и покоя.

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова
27 июня 2019

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова

Живопись, акварели, скульптура, фарфор, мебель, редкие книги — все это показывает хороший вкус коллекционера.

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди
13 июня 2019

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди

Это случилось на исторической сцене Мариинского театра на фестивале «Звезды белых ночей».

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина
11 июня 2019

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина

Туда можно попасть с экскурсией просветительской программы «Открытый город».

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга
10 июня 2019

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга

О том, как решения властей отражались в судьбе самых известных объектов города, можно узнать на выставке.

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета
08 июня 2019

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета

Спектакль молодого режиссера Романа Кочержевского – это тоска по живой душе в круговороте душ мертвых.

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
05 июня 2019

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции

Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?