В Особняке Румянцева представили выставку «Непарадный Ленинград»

В Особняке Румянцева (Английская набережная, 44) открылась выставка «Непарадный Ленинград», на ней представлено более ста картин, рисунков и литографий 22 мастеров ленинградской пейзажной школы 1930 – 1940‑х годов из собрания Музея истории Петербурга.

В Особняке Румянцева представили выставку «Непарадный Ленинград» | Александр Ведерников. «Нева с баржами». 1930. / Репродукция. ФОТО автора

Александр Ведерников. «Нева с баржами». 1930. / Репродукция. ФОТО автора

Необычна история этого проекта. Он готовился шесть лет командой Веры Ловягиной, тогдашнего (теперь она работает в Музее Академии художеств) хранителя фонда советской живописи и графики ГМИ СПб для показа в российских регионах. Часть произведений была специально отреставрирована для длительного путешествия.

В столицах хорошо известны имена Александра Ведерникова, Владимира Гринберга, Бориса Ермолаева, Николая Лапшина, Вячеслава Пакулина Александра Русакова, Николая Тырсы и других ленинградских художников, активно работавших в 1930 – 1940‑е годы. Историки искусства относят этих авторов к «альтернативному» или «третьему» пути, подразумевая под первым русский авангард и его последователей, под вторым — социалистический реализм. В регионах об этих авторах знают меньше. Кроме того, петербургские музейщики стремились представить внимательными глазами пейзажистов красоту «неоткрыточных» видов города — Коломна, Старая Деревня, проспект Стачек…

В прошлом году «Непарадный Ленинград» был с большим успехом показан в музеях Казани, Челябинска и Екатеринбурга, куда заинтересованные петербуржцы специально ездили, чтобы увидеть выставку. Тогда‑то музейщикам и стало понятно, что познакомить с ней необходимо и горожан. Показ в Особняке Румянцева предлагает разные маршруты путешествия по Ленинграду, по хронологии — от самого начала 1930‑х до конца 1940‑х. Например, от литографии Владимира Конашевича «Сад у фабрики-кухни на проспекте Карла Маркса» до литографии Георгия Верейского «Андреевский собор» (1946). Можно сосредоточится на технике — от яркого пейзажа «Яхты на островах» Израиля Лизака до изысканной акварели «Сенная площадь» Николая Лапшина.

Любителей истории наверняка заинтересуют уже не существующие городские виды. Название пейзажа Якова Шура «Прощай, Новая Деревня» многозначно. Художник изображает деревянные домики, на которые надвигаются многоэтажные жилые дома. «Этюд в Старой Деревне» Александра Русакова показывает, что туда еще не пришла урбанизация. «Пейзаж на окраинах Ленинграда» Николая Емельянова и вовсе напоминает сельские виды Ван-Гога.

Интересно сопоставить акварель Николая Тырсы «Кировский стадион» и серию литографий Александра Ведерникова «Строительство стадиона им. С. М. Кирова». Акварель относится к 1934 году: явно это фантазия, возможно, созданная на основе эскизов архитектора Александра Никольского, они публиковались. Серия литографий относится к 1949 году и представляет финальные работы на вершине искусственно насыпанного холма.

Важным персонажем для пейзажистов стал ленинградский троллейбус. Он мирно трудится на довоенной акварели Лапшина «Троллейбус на набережной Фонтанки» и застыл в глубоком снегу на блокадной картине Вячеслава Пакулина «Невский проспект» и рисунке Бориса Ермолаева «Ленинград в дни блокады».

Вера Ловягина рекомендует обратить внимание на три пейзажа Николая Тырсы с видами Мойки и Крюкова канала. В 1934 году в Ленинград приезжал французский художник Альбер Марке. Многие молодые ленинградские пейзажисты называли себя его последователями. Марке оценил работу коллег, особо выделив пейзажи Тырсы.

#выставка #картины #рисунки

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 50 (7133) от 22.03.2022 под заголовком «Когда троллейбус ездил вдоль Фонтанки».


Комментарии