В особняке Румянцева открылась выставка петербургских художников

В особняке Румянцева (Галерная улица, 45) работает выставка современной академической живописи петербургских художников под названием «Я в кубе». Каждый из 29 авторов представлен триадой – автопортретом, произведением по своему выбору и по выбору куратора. Получилась занимательная и поучительная игра смыслов и мастерства.

В особняке Румянцева открылась выставка петербургских художников | Дмитрий Иванов. «Неотложная помощь». / РЕПРОДУКЦИЯ. ФОТО АВТОРА

Дмитрий Иванов. «Неотложная помощь». / РЕПРОДУКЦИЯ. ФОТО АВТОРА

В качестве предисловия к проекту Ольга Прожерова, автор идеи и куратор выставки, использует две цитаты. Оскар Уальд как-то сказал: «Искусство – зеркало, но отражает оно смотрящего, а не жизнь». Современный английский писатель и арт-критик Джон Берджер в одной из своих статей точно сформулировал загадку автопортрета.

«Реакция художника на свое лицо, которое он видит, меняет это лицо. Иначе говоря, лицо предлагает себе то, что ему нравится, что оно в себе любит... Большинство автопортретов благодаря такому сговору, в который вовлечены взгляд автора – наблюдателя и ответный взгляд автора – портретируемого, – вызывают сложное чувство, словно мы наблюдаем запутанную драму, в подробности которой нас не посвящают», – заметил Берджер.

На выставке эта мысль богато проиллюстрирована. Юлия Бехова в автопортрете использует мотивы художников эпохи Возрождения. Раушан Губайдуллин – архаических масок, Надежда Касаткина – фотореализма... Большинство художников выглядят интеллектуалами, умудренными жизненным опытом. Когда дело доходит до выбора «автор-куратор», то предпочтения Прожеровой чаще выглядят убедительнее, чем у самих художников. Например, «Ветка яблони» Александра Зимина лучше его «Зимнего заката». Картина Елены Прудниковой «Искусство», изображающая труд балерины, выразительнее «Нежного возраста» – портрет девочки-подростка, сидящей на подоконнике и печально смотрящей вдаль. В этом смысле выставка является еще одним доказательством необходимости куратора.

Музей истории Петербурга, которому принадлежит особняк Румянцева, участвует тремя картинами Татьяны Глебовой, ученицы Павла Филонова, созданными в 1930-е годы. Кроме автопортрета это групповой портрет ближайших друзей и соратников художницы – Филонов, Порет, Юдина, Браудо, Кондратьев. «Художник и модель» дает представление о том, как работали филоновцы. Можно по-разному относиться к творчеству Глебовой, но ее истовость и энергетика подкупают. Этих качеств современным авторам явно не хватает.


#выставка #художники #петербуржцы

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 228 (7065) от 06.12.2021 под заголовком «Возведение в степень».


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде
21 августа 2019

Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде

Русский музей развернул в Михайловском замке выставку к 150-летию Константина Сомова.

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»
16 августа 2019

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»

В своей картине режиссер противопоставляет жизненную правду - и ее вечную, несокрушимую экранную имитацию.

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине
06 августа 2019

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине

Оперетта хороша в любое время года, но летом - особенно.

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная
31 июля 2019

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная

Настал важный момент для культуры нашей страны: идет война за то, как она будет развиваться дальше.

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах
29 июля 2019

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах

Вспоминаем двух советских режиссеров.

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте
03 июля 2019

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте

Участие коллекционеров позволило наглядно показать контрасты художника, которого одинаково занимали темы бури и покоя.

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова
27 июня 2019

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова

Живопись, акварели, скульптура, фарфор, мебель, редкие книги — все это показывает хороший вкус коллекционера.

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди
13 июня 2019

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди

Это случилось на исторической сцене Мариинского театра на фестивале «Звезды белых ночей».

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина
11 июня 2019

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина

Туда можно попасть с экскурсией просветительской программы «Открытый город».

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга
10 июня 2019

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга

О том, как решения властей отражались в судьбе самых известных объектов города, можно узнать на выставке.

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета
08 июня 2019

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета

Спектакль молодого режиссера Романа Кочержевского – это тоска по живой душе в круговороте душ мертвых.

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
05 июня 2019

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции

Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?