В особняке Румянцева открылась выставка петербургских художников

В особняке Румянцева (Галерная улица, 45) работает выставка современной академической живописи петербургских художников под названием «Я в кубе». Каждый из 29 авторов представлен триадой – автопортретом, произведением по своему выбору и по выбору куратора. Получилась занимательная и поучительная игра смыслов и мастерства.

В особняке Румянцева открылась выставка петербургских художников | Дмитрий Иванов. «Неотложная помощь». / РЕПРОДУКЦИЯ. ФОТО АВТОРА

Дмитрий Иванов. «Неотложная помощь». / РЕПРОДУКЦИЯ. ФОТО АВТОРА

В качестве предисловия к проекту Ольга Прожерова, автор идеи и куратор выставки, использует две цитаты. Оскар Уальд как-то сказал: «Искусство – зеркало, но отражает оно смотрящего, а не жизнь». Современный английский писатель и арт-критик Джон Берджер в одной из своих статей точно сформулировал загадку автопортрета.

«Реакция художника на свое лицо, которое он видит, меняет это лицо. Иначе говоря, лицо предлагает себе то, что ему нравится, что оно в себе любит... Большинство автопортретов благодаря такому сговору, в который вовлечены взгляд автора – наблюдателя и ответный взгляд автора – портретируемого, – вызывают сложное чувство, словно мы наблюдаем запутанную драму, в подробности которой нас не посвящают», – заметил Берджер.

На выставке эта мысль богато проиллюстрирована. Юлия Бехова в автопортрете использует мотивы художников эпохи Возрождения. Раушан Губайдуллин – архаических масок, Надежда Касаткина – фотореализма... Большинство художников выглядят интеллектуалами, умудренными жизненным опытом. Когда дело доходит до выбора «автор-куратор», то предпочтения Прожеровой чаще выглядят убедительнее, чем у самих художников. Например, «Ветка яблони» Александра Зимина лучше его «Зимнего заката». Картина Елены Прудниковой «Искусство», изображающая труд балерины, выразительнее «Нежного возраста» – портрет девочки-подростка, сидящей на подоконнике и печально смотрящей вдаль. В этом смысле выставка является еще одним доказательством необходимости куратора.

Музей истории Петербурга, которому принадлежит особняк Румянцева, участвует тремя картинами Татьяны Глебовой, ученицы Павла Филонова, созданными в 1930-е годы. Кроме автопортрета это групповой портрет ближайших друзей и соратников художницы – Филонов, Порет, Юдина, Браудо, Кондратьев. «Художник и модель» дает представление о том, как работали филоновцы. Можно по-разному относиться к творчеству Глебовой, но ее истовость и энергетика подкупают. Этих качеств современным авторам явно не хватает.


#выставка #художники #петербуржцы

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 228 (7065) от 06.12.2021 под заголовком «Возведение в степень».


Комментарии