В окнах Музея городской скульптуры можно увидеть выставку «Пять слов поэта»
В окнах отдела «Невский, 19» Музея городской скульптуры размещена выставка «Пять слов поэта» (0+), которая посвящена 225‑летию со дня рождения Александра Пушкина. Тему проекта задали слова, которые чаще всего встречаются в его стихотворениях.
Павел Игнатьев. «Сон» / ФОТО АВТОРА
В 1956 – 1961 годах был издан четырехтомный «Словарь языка Пушкина» с алфавитным перечнем всех слов (более 21 тысячи), которые использовал поэт. Работа была проделана несколькими поколениями пушкиноведов и лингвистов, задолго до появления компьютерных технологий. Но не существует словаря лексики Пушкина, где имелись бы данные о частоте употребления им того или иного слова. Сохранился проект такого словаря, подготовленного в середине 1960‑х годов.
Музей обратился к сотрудникам Пушкинского Дома РАН, которые, изучив современные исследования, посвященные поэтическому языку поэта, выделили десять существительных, чаще всего повторяющихся в его текстах: друг, день, любовь, душа, сердце, рука, бог, ночь, царь, сон. И оказалось, что темы и понятия, волновавшие воображение классика русской литературы, сегодня активно интерпретируются современными художниками. Но окон всего пять, поэтому музей обратился к пяти художникам, предложив высказаться самостоятельно, не занимаясь переводом текстов Пушкина на язык изображений.
Слово «рука» досталось Петру Дьякову, который создал из слепков собственных рук абстрактную композицию, говоря о том, что несказанное, непроизнесенное может быть важнее высказанного, а пауза значит не меньше слов.
Слово «сон» заинтересовало Павла Игнатьева, создавшего композицию из белых гипсовых реплик классических скульптур. Игнатьев убежден, что светлые сны, как проявление бессознательного, связывают Сократа, Гомера, Вольтера, Пушкина и всех нас, живущих в XXI веке.
«Сердце» досталось Андрею Люблинскому, автору известных геометрических персонажей «Красные человечки». Для данного проекта художник создал образ яркого, как будто пульсирующего сердца.
Со словом «царь» работала Марина Спивак, она сконструировала из металла композицию на тему «поэт и власть», вдохновленную римскими бронзовыми статуями и бенинским бронзовым литьем.
Наконец, слово «любовь» вдохновило Антонину Фатхуллину создать из металлических колец образ Купидона-Путти. Этот персонаж с заряженным луком парит над городом. Кому‑то достанутся его стрелы.
Выставку можно увидеть по 15 ноября.
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 109 (7685) от 18.06.2024 под заголовком «Во сне и наяву».
Комментарии