На выставке в этнографическом музее представлены редкие предметы одежды и быта великороссов, малороссов и белорусов

В Российском этнографическом музее работает выставка «Под родным солнцем: великороссы, малороссы и белорусы Юго-Запада России в начале XX века» (6+), посвященная 150‑летию со дня рождения Ивана Абрамова — этнографа и фольклориста, краеведа и собирателя. По заданию музея он работал в Курской, Могилевской, Черниговской губерниях. Из экспедиций привез более семисот предметов середины XIX — начала ХХ века и сделанные им фотографии. Примерно половина этого наследия впервые представлена на нынешней выставке.

На выставке в этнографическом музее представлены редкие предметы одежды и быта великороссов, малороссов и белорусов | ФОТО АВТОРА

ФОТО АВТОРА

Иван Абрамов (1874 – 1960) родился в селе Воронеж Черниговской губернии, окончил Учительский институт, два года преподавал и собирал первые этнографические коллекции. В 1900 году он переехал в Петербург, прослушал полный курс Археологического института и стал посещать заседания этнографического отдела Русского географического общества.

Славист Владимир Ламанский, руководитель отдела, помог Абрамову подготовить первые очерки для публикации в журнале «Живая старина». В 1904 – 1909 годах Абрамов совершил несколько экспедиций, пополнивших фонды музея. Сотрудничество этнографа с музеем продолжалось и после революции. В начале 1930‑х годов Абрамов был сослан на три года в Томск по ложному обвинению в национализме. Полностью реабилитирован в 1956 году. К тому времени он вернулся в родное село, собирал местный фольклор.

Над выставочным проектом работала кураторская команда из сотрудников двух отделов — этнографии русского народа и этнографии Восточной, Юго-Восточной и Центральной Европы. По просьбе нашей газеты они показали самые интересные для широкой публики предметы.

Татьяна Зимина остановилась у витрин, посвященных одежде великороссов Курской губернии. Необычна женская шубейка: правый борт внизу украшен орнаментом, помещенным в треугольник. Рядом находятся две мужские рубахи: хорошо видно, как за несколько десятилетий простой архаичный орнамент, украшавший воротник и грудь, превратился в сложную композицию с изображениями птиц и растений.

«Поддушником» называлось украшение из полоски красной ткани, которую женщины надевали на шею и застегивали сзади на пуговицу. Тот факт, что поддушники носили именно так, установлен Абрамовым.

Подлинным украшением выставки стали девичий сарафан и женский праздничный зипун. Они принадлежали саянам — этнической группе великороссов. Зимина поясняет, что черный цвет вовсе не был символом печали, а дорогое тонкое сукно свидетельствовало о благосостоянии владелицы. Накладки из красного гаруса придавали одежде особую нарядность. Кстати, многие посетители выставки подолгу останавливаются именно у витрины с сарафаном — саянкой.

Кроме костюмов Абрамов уделял много внимания головным уборам. На выставке представлена целая коллекция позатыльней — это часть традиционного женского головного убора, который носили на затылке. Он мог изготовляться из бархата и украшаться металлическими нитями.

Девичий колпак, сделанный из парчи, стал эмблемой выставки. Он не полностью покрывает голову (что было невозможно для замужней женщины) и украшен «ромашкой» из разноцветных лент.

Александр Чувьюров показал гребень-«зубки», нож и другие предметы щетинного промысла, которым занимались старообрядцы-великороссы, жившие в Черниговской губернии. Это был выгодный промысел: щетину отправляли в Петербург, где из нее делали щетки и кисти. А до появления дешевых стальных иголок щетину использовали при изготовлении обуви.

Этнографический1_Пр.jpg
ФОТО АВТОРА

Валерия Баранова обратила внимание на самый старый экспонат выставки и вообще один из самых старых предметов в ­собрании Российского этнографического музея. Это полотенце-рушник малороссов из родного села Абрамова. На нем вышита дата — 1837 год. «Лаконичность белорусского орнамента хорошо видна на полотенце-рушнике из Могилевской губернии, — поясняет Баранова. — Но техника сложная — плотный стежок красной нитью. А скатерть с похожим орнаментом украшена бахромой».

Алексей Христенко, хранитель «жесткого фонда», показывает деревянную игрушку-вагон — знак того, что в Могилевской губернии появилась железная дорога. Сосуд «соломенник» из Волынской губернии изготовлен в технике спирального плетения. В нем могли хранить не только зерно, но и одежду: он хорошо проветривался. Деревянное коровье «ботало» с простым рисунком из кругов, сделанных в технике выжигания, имело два назначения: не только сигналило о местонахождении животного, но и выполняло охранительную функцию, защищая скот и пастуха от злых духов.

Выставку завершает модель чумацкого воза. Чумаки Волыни запрягали волов и везли деготь и смолу из Крыма в центр Российской империи. Эта модель демонстрировалась на первой Всероссийской кустарно-промышленной выставке 1902 года в Петербурге. Она была приобретена Абрамовым и позже попала в Российский этнографический музей.

Читайте также:

В Петербурге стартовал выставочный проект с элементами дополненной реальности «Подземные реки»

В гостях у Репина в «Пенатах». Дом, в котором художник провёл последние тридцать лет жизни


#этнографический музей #выставка #этнография

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 181 (7757) от 26.09.2024 под заголовком «Поддушники и позатыльни».


Комментарии