В музейно-выставочном центре «Петербургский художник» открылась выставка-конкурс «Кушать подано!»

В музейно-выставочном центре «Петербургский художник» на набережной реки Мойки открылась выставка-конкурс «Кушать подано!», посвященная натюрморту в современном реалистическом искусстве. Но проект, конечно, посвящен пище духовной.

В музейно-выставочном центре «Петербургский художник» открылась выставка-конкурс «Кушать подано!» | Арина Тихонова. «Уха из подлещиков». / РЕПРОДУКЦИЯ. ФОТО АВТОРА

Арина Тихонова. «Уха из подлещиков». / РЕПРОДУКЦИЯ. ФОТО АВТОРА

В классическом искусстве натюрморты рассказывали о мимолетности удовольствий и бренности жизни, в ХХ веке они стали полем для экспериментов с формой и цветом. А каков натюрморт сейчас, в плотном окружении гастрономических образов в фотографии, постоянно тиражируемой глянцевыми журналами и социальными сетями? Об этом организаторы конкурса предложили подумать художникам.

Как рассказала «Санкт-Петербургским ведомостям» Галина Степанова, создатель и руководитель музейно-выставочного центра, этот конкурс в центре уже третий. Несколько лет назад состоялись «Натурный класс» — творческое соревнование, посвященное ­изображению обнаженной натуры, и «Свой город», где в центре внимания был петербургский пейзаж. Выбор натюрморта вызван тем, что сейчас этот жанр скромно представлен на выставках. Чаще всего — изображениями букетов из цветов.

Отбор картин для конкурса велся полгода, без подсчета, сколько всего натюрмортов приносили художники. Приглашались авторы вне зависимости от возраста, образования и прежних заслуг. Это был интересный для обеих сторон процесс: художники (те, кого организаторы не знали) сначала присылали портфолио, потом авторы приносили натюрморты. Некоторые делали несколько заходов, чтобы показать разные картины.

На выставке также представлен ряд произведений мэтров из собрания «Петербургского художника», чтобы новые поколения авторов увидели, к чему стремиться. Речь, разумеется, не о копировании, а о работе над качеством натюрмортов. В итоге выставка состоит из 60 картин и рисунков.

«В мае по итогам зрительского голосования будут названы три победителя конкурса, которые получат персональную выставку в «Петербургском художнике» или участие в наших пленэрах в усадьбе «Марьино», — сообщила Галина Степанова. На вопрос, почему в выставочном сезоне 2022 – 2023 годов в петербургских частных музеях и галереях самых разных направлений теперь активно проводятся именно конкурсы (нынешний уже четвертый по счету в этот период), Галина Георгиевна ответила так: «На мой взгляд, причина в том, что государство недостаточно поддерживает художников. Поэтому мы отвечаем на запрос творческих людей. И в конечном итоге на потребность широкой публики видеть новые произведения искусства».

При знакомстве с выставкой сразу заметны натюрморты мэтров, созданные в 1970‑е годы. «Цветы и фарфор» Бориса Шаманова — прозрачная, наполненная воздухом картина с изысканными сочетаниями синего, зеленого и золотистого тонов. Строгая «Продавщица сосисок» Никиты Ломакина напоминает о временах товарного дефицита.

«Зимнее тепло» Владимира Табанина (1934 – 2022) — одна из последних картин художника. ­Изображая бока большого самовара, автор мастерски оставляет незакрашенными небольшие участки холста. Проступает грунт, который работает на образ раскаленного добела самовара.

Если говорить о произведениях участников конкурса, то за небольшими исключениями в виде изображений «шашлыков-пикников» они показывают хороший профессиональный уровень. Жанр выставки-конкурса позволяет мне назвать своих лидеров. Это «Натюрморт с самоваром» Анны Корнильевой — изящный поклон ­мастерам «Бубнового валета», «Уха из подлещиков» Арины Тихоновой — радостное предвкушение вкусной и здоровой пищи, метафорический «Утренний кофе» Ольги Ярославцевой, которая изобразила кофейник на коллаже из газетных вырезок. «Быт» Маргариты Лобановой показывает кухню: на столе находится скромный неоконченный завтрак. Чувствуется, что за кадром остался владелец еды, внезапно сорвавшийся по делам. Эта работа возвращает нас к классическому типу натюрморта «суета сует».


#конкурс #картины #выставка

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 21 (7350) от 06.02.2023 под заголовком «Уха или кофе?».


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде
21 августа 2019

Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде

Русский музей развернул в Михайловском замке выставку к 150-летию Константина Сомова.

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»
16 августа 2019

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»

В своей картине режиссер противопоставляет жизненную правду - и ее вечную, несокрушимую экранную имитацию.

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине
06 августа 2019

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине

Оперетта хороша в любое время года, но летом - особенно.

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная
31 июля 2019

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная

Настал важный момент для культуры нашей страны: идет война за то, как она будет развиваться дальше.

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах
29 июля 2019

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах

Вспоминаем двух советских режиссеров.

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте
03 июля 2019

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте

Участие коллекционеров позволило наглядно показать контрасты художника, которого одинаково занимали темы бури и покоя.

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова
27 июня 2019

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова

Живопись, акварели, скульптура, фарфор, мебель, редкие книги — все это показывает хороший вкус коллекционера.

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди
13 июня 2019

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди

Это случилось на исторической сцене Мариинского театра на фестивале «Звезды белых ночей».

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина
11 июня 2019

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина

Туда можно попасть с экскурсией просветительской программы «Открытый город».

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга
10 июня 2019

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга

О том, как решения властей отражались в судьбе самых известных объектов города, можно узнать на выставке.

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета
08 июня 2019

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета

Спектакль молодого режиссера Романа Кочержевского – это тоска по живой душе в круговороте душ мертвых.

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
05 июня 2019

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции

Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?