В Музей истории религии вернулась икона конца XVII — начала XVIII века «Богоматерь Казанская»

В течение четырех лет она реставрировалась в Академии художеств. В собственных реставрационных мастерских музея постоянно ведется работа. И уже много лет продолжается сотрудничество с кафедрой реставрации темперной и масляной живописи Академии художеств, где и проходил восстановление и комплексное обследование образ «Богоматерь Казанская».

В Музей истории религии вернулась икона конца XVII — начала XVIII века «Богоматерь Казанская» | ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

Музей, в прошлом году отметивший 90‑летие, обладает обширными коллекциями. Основу им заложили экспонаты Музея антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунст­камера), Эрмитажа, Библиотеки Академии наук, Русского музея, принимавшие участие в антирелигиозной выставке, проходившей в залах Зимнего дворца в апреле 1930 года. Сюда же попали фонды Центрального антирелигиозного музея в Мос­к­ве, который был закрыт в 1946‑м.

Икону «Богоматерь Казанская» извлекали из упаковки в одном из хранилищ фонда «Православие. Изобразительное искусство». Большая часть из 5 тысяч единиц хранения размещена в помещениях, куда посторонних не допускают. Для показа отреставрированной иконы был выбран так называемый открытый фонд, куда посетитель может попасть с экскурсией.

В этом пространстве около 250 вещей, в основном живопись на холсте второй половины XVIII века, — полотна на библейские темы известных мастеров. На видном месте — «Первый полет над Москвой» А. Дейнеки, «Хождение по водам» И. Айвазовского, «Воскресение Хрис­тово» Н. Нестерова и его же эскиз для Спаса-на-Крови… Вещей много, есть и те, у которых имя автора неизвестно. Это относится и к большой иконе, которая была в центре внимания, — «Богоматерь Казанская».

Снимок, сделанный до реставрации, позволяет представить, как она выглядела. Неравномерный слой потемневшего лака на поверхности почти скрывал изображение. В верхней части образа реставраторы оставили «контрольный участок» — фрагмент наслоений, которые были на иконе до того, как она попала в руки реставраторов.

В Академии художеств проведен ряд химических и комплексных исследований, в том числе в инфракрасном диапазоне, рентгенофлуоресцентный анализ и др. Реставраторы обнаружили вертикальные трещины по стыкам досок с обеих сторон, утраты основы и красочного слоя, отверстия от гвоздей вокруг изображения лика Богоматери, трещины на грунте, потертости и царапины по всей поверхности иконы.

Комплекс реставрационных мероприятий включал пробное раскрытие фона от поздней записи, послойное раскрытие авторской живописи и восполнение утрат, подведение реставрационного грунта по краям утрат, покрытие иконы слоем лака.

Сложной проблемой стало укреп­ление самой основы иконы. Она представляет собой несколько вертикальных авторских досок без горизонтальных креплений. По этой причине на иконе и появились сквозные вертикальные трещины. Существуют разные методики, но они связаны с большим вмешательством в основу. Реставраторы выбрали не такое травматичное решение. Разработана специальная каркасная рама, установленная на тыльной стороне иконы с помощью подвижной системы крепления. Подобный метод в музейной практике применен впервые.

— Мы передаем в музей образ, обретенный в результате сложной рес­таврации, — сказал профессор кафедры реставрации живописи Академии художеств Филипп Бобров. — К сожалению, история иконы неизвестна. Ее предстоит выяснить. В процессе реставрации подготовлены исследования и технические выводы, которые могут способствовать успешной атрибуции.

Специалисты полагают, что на основании стилистического анализа, а также изучения особенностей манеры иконописного письма ликов Богоматери и младенца Христа икону можно отнести к работам мастеров Оружейной палаты или их учеников. Сегодня Оружейная палата ассоциируется с местом, где хранятся царские регалии. В XVII веке там был иконописный цех, где исполняли заказы для царского двора, монастырей и церквей.

Кроме образа «Богоматерь Казанская» в музей после реставрации из Академии художеств вернулись и две иконы размером меньше — «Святое семейство» и «Вознесение Господне». Как рассказали в музее, идет работа по их исследованию. История иконы «Святое семейство» неизвестна. Она написана в синодальный период церковного искусства, но не совсем традиционно. Что касается иконы «Вознесение Господне», то, вероятно, она из храма села Рождествено.


#икона #реставрация #музей

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 220 (7549) от 22.11.2023 под заголовком «Таинственный образ».


Комментарии