В Музее петербургского авангарда открылась выставка «Рисовать как летописец…»

Она посвящена художникам, работавшим в годы Великой Отечественной войны в Ленинграде. Проект посвящен предстоящему 80‑летию со дня полного освобождения нашего города от фашистской блокады.

В Музее петербургского авангарда открылась выставка «Рисовать как летописец…»  | Павел Кондратьев. «За хлебом». 1941 – 1943 гг./РЕПРОДУКЦИЯ. ФОТО АВТОРА

Павел Кондратьев. «За хлебом». 1941 – 1943 гг./РЕПРОДУКЦИЯ. ФОТО АВТОРА

В названии использована цитата из дневника художницы Татьяны Глебовой, ученицы Павла Филонова, которая пережила в Ленинграде первую, самую тяжелую, зиму. В основе этой выставки — картины, рисунки и литографии одиннадцати художников. Среди них — хорошо известные. Процесс создания Вячеславом Пакулиным пейзажа «Невский проспект (напротив Казанского собора)» запечатлела военная кинохроника: укутанный в ватник художник, работающий на натуре, стал символом веры в победу. В те дни все художники, которые остались в блокадном Ленинграде, относились к своему творчеству, как к гражданскому долгу.

Как летописец1_Пр_пакулин.jpg

Вячеслав Пакулин. «Невский проспект». 1942 г./РЕПРОДУКЦИЯ. ФОТО АВТОРА


Также известны литография Бориса Ермолаева «Первые дни войны», изображающая матросов, шагающих строем по Исаакиевской площади, и рисунок Александра Никольского «Эрмитаж. Бомбо­убежище», на котором показан знаменитый подвал Зимнего дворца, где музейщики жили и продолжали работать.

Широкой публике вряд ли знакомы литография «У буржуйки» Алевтины Мордвиновой, еще одной ученицы Филонова, акварель «За хлебом» Павла Кондратьева, рисунок Всеволода Сулимо-Самуйло «Блокада». В них показаны будни осажденного города, суровые и героические.

Картина Александра Русакова «Блокадный пейзаж» выставлялась неоднократно. Но впервые показана и обратная сторона холс­та, на которой художник изоб­разил молодую женщину в белой блузке и красной косынке, возможно, работницу одной из ленинградских фабрик. Получился драматичный диалог двух изображений — красивого спокойного лица и заснеженного города с баррикадой поперек улицы. Еще одной перекличкой стала статуэтка «Юная балерина», выпущенная в 1939 – 1940 годах по эскизу художника Алексея Пахомова, участника выставки. Известно, что автор изобразил юную ученицу Вагановского училища Татьяну Пилецкую, ныне драматическую акт­рису, народную артистку России.

Неожиданно представлена на выставке Анна Остроумова-Лебедева, мастер петербургского пейзажа, работавшая в блокадном Ленинграде. Она была автором двух афиш: одного из первых исполнений Седьмой симфонии Дмитрия Шостаковича, которое состоялось 15 и 16 августа 1942 года в Большом зале Ленинградской филармонии, а также афиши собственного творческого вечера. Он прошел 5 июля 1942‑го в зале камерных концертов в помещении Театра Евгения Деммени и включал выставку работ художницы, чтение ею глав из «Автобиографических записок» и беседу со зрителями.

Выставку дополняют фотографии Ленинграда военных лет, карточки на хлеб, лампа-коптилка и другие предметы. Самые пронзительные — этюдник для акварельных красок художника Льва Юдина, погибшего в своем первом бою под Ленинградом, краски 14‑летнего Георгия Закутина, умершего в блокаду, и палитра архитектора Льва Руднева, который после Великой Отечественной войны восстанавливал советские города.

#выставка #художники #блокада

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 219 (7548) от 21.11.2023 под заголовком «Рисование как долг ».


Комментарии