В Музей истории религии вернулась икона конца XVII — начала XVIII века «Богоматерь Казанская»
В течение четырех лет она реставрировалась в Академии художеств. В собственных реставрационных мастерских музея постоянно ведется работа. И уже много лет продолжается сотрудничество с кафедрой реставрации темперной и масляной живописи Академии художеств, где и проходил восстановление и комплексное обследование образ «Богоматерь Казанская».
ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА
Музей, в прошлом году отметивший 90‑летие, обладает обширными коллекциями. Основу им заложили экспонаты Музея антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера), Эрмитажа, Библиотеки Академии наук, Русского музея, принимавшие участие в антирелигиозной выставке, проходившей в залах Зимнего дворца в апреле 1930 года. Сюда же попали фонды Центрального антирелигиозного музея в Москве, который был закрыт в 1946‑м.
Икону «Богоматерь Казанская» извлекали из упаковки в одном из хранилищ фонда «Православие. Изобразительное искусство». Большая часть из 5 тысяч единиц хранения размещена в помещениях, куда посторонних не допускают. Для показа отреставрированной иконы был выбран так называемый открытый фонд, куда посетитель может попасть с экскурсией.
В этом пространстве около 250 вещей, в основном живопись на холсте второй половины XVIII века, — полотна на библейские темы известных мастеров. На видном месте — «Первый полет над Москвой» А. Дейнеки, «Хождение по водам» И. Айвазовского, «Воскресение Христово» Н. Нестерова и его же эскиз для Спаса-на-Крови… Вещей много, есть и те, у которых имя автора неизвестно. Это относится и к большой иконе, которая была в центре внимания, — «Богоматерь Казанская».
Снимок, сделанный до реставрации, позволяет представить, как она выглядела. Неравномерный слой потемневшего лака на поверхности почти скрывал изображение. В верхней части образа реставраторы оставили «контрольный участок» — фрагмент наслоений, которые были на иконе до того, как она попала в руки реставраторов.
В Академии художеств проведен ряд химических и комплексных исследований, в том числе в инфракрасном диапазоне, рентгенофлуоресцентный анализ и др. Реставраторы обнаружили вертикальные трещины по стыкам досок с обеих сторон, утраты основы и красочного слоя, отверстия от гвоздей вокруг изображения лика Богоматери, трещины на грунте, потертости и царапины по всей поверхности иконы.
Комплекс реставрационных мероприятий включал пробное раскрытие фона от поздней записи, послойное раскрытие авторской живописи и восполнение утрат, подведение реставрационного грунта по краям утрат, покрытие иконы слоем лака.
Сложной проблемой стало укрепление самой основы иконы. Она представляет собой несколько вертикальных авторских досок без горизонтальных креплений. По этой причине на иконе и появились сквозные вертикальные трещины. Существуют разные методики, но они связаны с большим вмешательством в основу. Реставраторы выбрали не такое травматичное решение. Разработана специальная каркасная рама, установленная на тыльной стороне иконы с помощью подвижной системы крепления. Подобный метод в музейной практике применен впервые.
— Мы передаем в музей образ, обретенный в результате сложной реставрации, — сказал профессор кафедры реставрации живописи Академии художеств Филипп Бобров. — К сожалению, история иконы неизвестна. Ее предстоит выяснить. В процессе реставрации подготовлены исследования и технические выводы, которые могут способствовать успешной атрибуции.
Специалисты полагают, что на основании стилистического анализа, а также изучения особенностей манеры иконописного письма ликов Богоматери и младенца Христа икону можно отнести к работам мастеров Оружейной палаты или их учеников. Сегодня Оружейная палата ассоциируется с местом, где хранятся царские регалии. В XVII веке там был иконописный цех, где исполняли заказы для царского двора, монастырей и церквей.
Кроме образа «Богоматерь Казанская» в музей после реставрации из Академии художеств вернулись и две иконы размером меньше — «Святое семейство» и «Вознесение Господне». Как рассказали в музее, идет работа по их исследованию. История иконы «Святое семейство» неизвестна. Она написана в синодальный период церковного искусства, но не совсем традиционно. Что касается иконы «Вознесение Господне», то, вероятно, она из храма села Рождествено.
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 220 (7549) от 22.11.2023 под заголовком «Таинственный образ».
Комментарии