2Vtzqv4Hz9U

В Музее-усадьбе Гавриила Державина работает выставка «Медный всадник» — все мы находимся в вибрациях его меди»

На выставке (12+) на основе предметов из собрания Всероссийского музея А. С. Пушкина рассказано об истории создания первого памятника Петру I, а также работе Пушкина над поэмой «Медный всадник».

В Музее-усадьбе Гавриила Державина работает выставка «Медный всадник» — все мы находимся в вибрациях его меди» | ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

В названии проекта использована фраза из записной книжки Александра Блока 1910 года. Первый зал выставки повествует о процессе создания памятника Петру I. По мнению искусствоведа Гали Флеровой (1939 – 2020), многолетнего хранителя скульптуры Всероссийского музея А. С. Пушкина, участие юной Мари Колло, ученицы Этьена Фальконе, в создании головы Петра I было не столь велико, как это принято считать. Авторство в большей степени принадлежит самому Фальконе, известному скульптуру, ко времени завершения работы над памятником Петру I прожившему 12 лет в Петербурге.

Центральными экспонатами являются мраморный и бронзовый бюсты Петра I работы Колло. Изображение тонированной гипсовой модели головы «Медного всадника» в сравнении с названными скульптурными портретами императора предоставляет посетителям возможность поразмышлять об авторстве головы Петра I. История пьедестала для конной статуи проиллюстрирована гравюрами, выполненными по рисункам архитектора Юрия Фельтена. Атмо­сферу торжеств по случаю открытия монумента передают гравюры Александра Мельникова и Бенджамена Патерсена.

Во втором зале воссоздана обстановка кабинета Пушкина в Болдине, где в 1833 году он работал над «Историей Петра» и где в числе множества других произведений был создан «Медный всадник». Факсимиле рукописей Пушкина показывают картину творческого процесса, мемориальные печатки поэта добавляют ощущение подлинности, многочисленные цитаты из его переписки передают настроение добровольного уединения в глухой деревне. Портреты адресатов поэта и история их переписки говорят о сложном пути издания поэмы, роли Николая I и участии Василия Жуковского в изменении авторского текста. В витрине представлены первый опыт публикации Пушкиным вступления к поэме «Медный всадник» в журнале «Библиотека для чтения» (1834) и полный текст поэмы, но с цензурными правками, вышедший после смерти поэта в пятом номере журнала «Современник» (1837). Полный пушкинский текст был впервые опубликован только в 1919 году.

Выставка посвящена 225‑летию А. С. Пушкина, она будет работать по 20 февраля 2025 года.

Читайте также:

В городе на Неве открылась выставка «Петроградская полиция в годы Первой мировой войны»

Часы из Погостья: экспонатами школьного музея стали находки поисковиков


#выставка #Александр Пушкин #музей-усадьба

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 2121 (7797) от 21.11.2024 под заголовком «Два «Медных всадника»».


Комментарии