В Музее-усадьбе Гавриила Державина открылась выставка «Я жить хочу, чтоб мыслить и страдать…»

Экспозиция петербургского художника Валерия Мишина, приуроченная к 85‑летию автора. Он назвал свою юбилейную персоналию пушкинской строкой и представил картины, рисунки и печатную графику, созданные в разные годы по мотивам произведений поэта, из собрания Всероссийского музея А. С. Пушкина и новые работы из своей мастерской.

В Музее-усадьбе Гавриила Державина открылась выставка «Я жить хочу, чтоб мыслить и страдать…» | Рисунок к «Медному всаднику». 2023 г./РЕПРОДУКЦИЯ. ФОТО АВТОРА

Рисунок к «Медному всаднику». 2023 г./РЕПРОДУКЦИЯ. ФОТО АВТОРА

На многолюдном вернисаже, что естественно для такой солидной даты, Мишин был немногословен: «Пушкин дает свой отблеск на все времена. Поражает его угадывание того, что с нами может быть, от душевности и благородства до ужасов. Слова «Пушкин — наше все», сказанные в 1859 году критиком Аполлоном Григорьевым, стали трюизмом. Но любой зритель, знакомый с поэзией Пушкина, угадывает в моих петербургских пейзажах присутствие поэта».

Самые ранние работы Мишина о Пушкине появились ровно полвека назад: 1974 годом датированы два листа, показанные на выставке. «Друзья мои…» посвящен Лицею и лицеистам, «Я говорю: промчатся годы» — портрет Пушкина, который предчувствует свою трагическую гибель. Оба произведения входят в серию, которую Мишин представил в Ленинградское отделение Союза художников (ЛОСХ). Но там отказались их показывать, сочтя слишком мрачными для «нашего всего». И тогда Мишин предпринял смелый для того времени шаг. Он принес серию на знаменитую выставку неофициальных художников в ДК «Невский», которая состоялась в 1975 году. И там она не затерялась в сверхплотной развеске нескольких сотен самых разных произведений.

В том же году Мишин входит в новую «Группу восьми», которая объединила прогрессивных членов официального Союза художников. Их стали называть «левым ЛОСХом», хотя сами авторы этим определением не пользовались, уже тогда предпочитая не делить искусство на официальное и андеграунд.

В биографии Мишина важны серьезные профессиональные университеты — Свердловское художественное училище и Мухинское училище в Ленинграде, где он учился у известного педагога Глеба Савинова. Там Мишин овладел разными техниками живописи, ручной и печатной графики, которые верой и правдой служат ему до сих пор.

Среди других работ 1970 – 1980‑х годов — офорты к эпиграммам Пушкина «Подражание французскому», «Глухой глухого звал к суду судьи глухого», «На Карамзина», «Соловей и кукушка» и другим, а также портрет поэта, созданный в 1987 году. В нем строгий, академический рисунок, свойственный парадным изображениям прошлого, соединен с гротеском ХХ века. На полях пушкинского цилиндра помещен его Петербург с домами, храмами, верстовыми столбами, фигурами дам и кавалеров. Один из персонажей — сам Пушкин.

Вокруг работ прошлых лет Мишин поместил три серии, все они датированы 2023 годом. Живописная называется «Импровизация на тему «Пиковой дамы». Больше двадцати лет назад художник сделал иллюстрации к этой пушкинской повести для малотиражного коллекционного издания. Теперь, в станковой серии, художник чувствует себя свободнее. Старая графиня выглядит более зловеще, Лиза — обреченнее, а игральные карты стали самостоятельными персонажами.

Другая серия получила название по использованной технике — «Рисунки к «Медному всаднику». Мишин старается уйти от стереотипа «грозный царь — маленький чиновник». Петр I — молод и не­опытен, как и его визави Евгений. Но одному суждено основать новую российскую столицу, другому — погибнуть в ней от разбушевавшейся стихии.

Выставку завершает цикл петербургских пейзажей пастелью «В сторону Пушкина». Наши современники спешат по своим делам по Аничкову и Чернышеву мостам и не подозревают, что все они двигаются в сторону Пушкина. Ведь поэт и Петербург — неразрывное целое.


#выставка #Пушкин #Валерий Мишин

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 23 (7599) от 08.02.2024 под заголовком «В сторону Пушкина».


Комментарии