В музее театрального и музыкального искусства подвели итоги года
В Санкт-Петербургском государственном музее театрального и музыкального искусства, подводя итоги нынешнего года, не скрывают гордости: сразу три проекта получили высокие профессиональные награды. По мнению директора музея Натальи Метелицы, все они напрямую связаны с молодыми талантливыми сотрудниками, которые пришли в музей, чтобы реализовывать свои творческие амбиции.
ФОТО Википедии / Peterburg23 / CC BY 3.0
Анна Ласкина, заведующая научно-просветительским отделом, удостоена специального приза театральной премии «Прорыв-2021» и Молодежной премии правительства города в области художественного творчества. Начинала она с организации фестиваля молодых, независимых и «бездомных» театров «Здесь и сейчас», а теперь инициировала создание аудиоспектакля «Портрет». Его действие разворачивается прямо в экспозиции музея на улице Зодчего Росси.
Голоса в наушниках ведут по экспозиции, рассказывая истории от первого лица, раскрывая экспонаты через личные воспоминания или с помощью малоизвестных фактов. И оказываются с предметами наедине, как будто погружаются в историческое пространство. Спектакль составлен по текстам основателя музея – легендарного мецената и коллекционера Левкия Жевержеева, а также по фрагментам воспоминаний его друзей и коллег.
– Фактически Анна Ласкина получила эти награды за инициативу создать при музее театр. И я была просто поражена, что авторы спектакля «Портрет» молоды. Он настолько стильный, благородный и глубокий, что мне поначалу показалось, что его создали умудренные жизнью люди, – говорит Наталья Метелица. – Радует, что он оказался чрезвычайно востребованным...
И сегодня в афише музея значатся уже два спектакля, содержание которых органически связано с экспозицией и коллекцией. К «Портрету» добавились «12 стульев», созданные как продолжение выставочного проекта «Нэп: хлеба и зрелищ!». Спектакль вдохновлен любимым романом Ильфа и Петрова, воспоминаниями актера Евгения Весника – первого исполнителя роли Остапа Бендера в театре...
Ярослава Дудникова, получившая премию Всероссийского музейного форума за проект «PRO Музей», – заведующая отделом развития. Она превратила музей в арт-мастерскую, в которой подростки «примеряют» различные профессии, связанные с музеем, театром и музыкой, – экскурсовод, дизайнер, сценарист, звукорежиссер. На занятиях с драматургом ребята пишут свой вариант аудиогида, который позже записывают на студии звукозаписи. Вместе с профессиональным дизайнером работают над музейной афишей. Узнают азы реставрации и сами пробуют восстановить барельеф. В финале проекта его участники на три часа заменяют сотрудников музея и самостоятельно проводят экскурсии.
В результате юные музейщики уже подготовили детский аудиогид «Следуй за бульдогом» по экспозиции Дома-музея Федора Шаляпина. Это остроумная экскурсия от лица бульдога Ройки – любимого питомца знаменитого певца.
И, наконец, третья награда – высшая театральная премия Петербурга «Золотой софит» – досталась музею за международную выставку «В круге Дягилевом. Пересечение судеб», которая открылась чуть больше года назад, в самый разгар пандемии. Премии удостоена команда ее создателей – и опять-таки молодых сотрудников! – во главе с директором музея Натальей Метелицей. Особенность этого события в том, что впервые в истории театральных премий жюри отметило музейный проект.
– Просто чудо, что выставка состоялась, – говорит Метелица. – Она могла быть отменена из-за форс-мажора в виде ковидных ограничений, но обе стороны решили все-таки этого не делать, и все экспонаты из крупнейших российских и зарубежных художественных музеев прибыли к нам без их кураторов, вопреки тому, как это происходит обычно. И то, что музеи пошли на это, – знак высочайшего доверия к нашему музею. И спасибо надо сказать Сергею Павловичу Дягилеву: когда возникли, казалось бы, непреодолимые трудности, мы всегда чувствовали его поддержку.
Как отмечает директор музея, в его стенах продолжают организовывать выставки-драмы, а дизайнерское решение художника и сценографа Юрия Сучкова превращает их в своеобразный спектакль. По такому же принципу построена выставка «Пять искушений Иоганна Фауста», которую до апреля следующего года можно увидеть в Шереметевском дворце – филиале Музея театрального и музыкального искусства. В основу ее драматургии положен диалог между классической музыкой и актуальным искусством, причем некоторые объекты были созданы художниками специально для выставки.
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 240 (7077) от 22.12.2021 под заголовком «Дягилев бы одобрил».
Комментарии