В музее «Разночинный Петербург» открылась выставка старинных почтовых открыток

«Скоро отправляюсь в кругосветное путешествие, с дороги буду вам высылать открытки, пробуду в пути до двух месяцев...»«Дорогая Маша, шлю тебе привет из Лондона. Здесь громадное движение автомобилей, а лошадей почти нет. Трамвай под землей...»«Было бы очень хорошо, если бы не постоянные дожди. И на Рейне, и здесь второй месяц очень гадкая погода. И все-таки мы не унываем и гуляем каждый день...»«Шлю сердечный привет из милой далекой Финляндии. Здесь так хорошо, что сказать не могу, отдыхаю и телом, и душой...» Старинные почтовые открытки с подобными заграничными посланиями – экспонаты выставки «Из дальних странствий возвратясь...», открывшейся в музее «Разночинный Петербург» в Большом Казачьем переулке, 9.

В музее «Разночинный Петербург» открылась выставка старинных почтовых открыток | ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

Всегда интересно сравнить: как было раньше и как теперь? Любопытно, что маршруты начала ХХ века (а именно эта эпоха отражена на выставке) очень похожи на современные. Самыми востребованными направлениями у людей небогатых, живших исключительно за счет своего труда, прежде всего интеллектуального, – ученых, инженеров, медиков, педагогов – были Крым и Черноморское побережье Кавказа, которое уже тогда называли российским «лазурным берегом».

– Нередко поездки были «образовательными». Так, преподаватели многих петербургских гимназий вывозили своих учеников на экскурсии по древним городам России, показывали им природные достопримечательности, – поясняет куратор выставки Елена Техова.

Студентки Женского педагогического института традиционно вместе с педагогами ездили в экспедиции в Крым и на Север. Учащиеся художественных классов отправлялись на пленэр в самые красивые уголки России, а особенно одаренные студенты Академии художеств получали «пенсии» на поездки в Италию.

Путешествия за границу стали доступны для петербуржцев среднего достатка в эпоху реформ Александра II, когда заграничные паспорта уже не были такими дорогими, как прежде. Современники вспоминали, что поездка за рубеж могла обойтись даже дешевле, чем путешествие по России. Впрочем, границы империи в ту пору были и так весьма обширны: не пересекая их, можно было побывать и в Финляндии, и в Польше.

Сегодня из странствий принято привозить сувениры вроде магнитиков на холодильник. Безделушки прошлого – это украшения, фарфоровые изделия, игральные карты с изображениями городов и даже «Аугсбургский жизненный эликсир», довольно известный в то время. Все эти предметы можно увидеть на выставке, как и бутылки из-под французского ликера «Бенедиктин». Считалось, что настоящий только во Франции, все остальное – подделка...

Что брали с собой в поездку? В первую очередь – походную аптечку. Лекарства от тех же хворей, что и сегодня, только названия другие. «Мозолин», средства от ломоты в суставах («пен-экспеллер»), от зубной боли, расстройства желудка.

– А вот что сегодня точно не берут в дорогу, так это футляр для воротничков. Они ушли в прошлое, а раньше были неотъемлемыми предметами гардероба, – говорит Техова. – Состоятельные господа возили с собой шляпные коробки. Ведь в давние времена не принято было появляться на улице, даже в жару, без головного убора.

#выставка #история #открытка

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 11 (6849) от 25.01.2021 под заголовком «Наши за границей».


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде
21 Августа 2019

Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде

Русский музей развернул в Михайловском замке выставку к 150-летию Константина Сомова.

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»
16 Августа 2019

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»

В своей картине режиссер противопоставляет жизненную правду - и ее вечную, несокрушимую экранную имитацию.

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине
06 Августа 2019

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине

Оперетта хороша в любое время года, но летом - особенно.

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная
31 Июля 2019

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная

Настал важный момент для культуры нашей страны: идет война за то, как она будет развиваться дальше.

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах
29 Июля 2019

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах

Вспоминаем двух советских режиссеров.

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте
03 Июля 2019

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте

Участие коллекционеров позволило наглядно показать контрасты художника, которого одинаково занимали темы бури и покоя.

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова
27 Июня 2019

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова

Живопись, акварели, скульптура, фарфор, мебель, редкие книги — все это показывает хороший вкус коллекционера.

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди
13 Июня 2019

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди

Это случилось на исторической сцене Мариинского театра на фестивале «Звезды белых ночей».

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина
11 Июня 2019

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина

Туда можно попасть с экскурсией просветительской программы «Открытый город».

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга
10 Июня 2019

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга

О том, как решения властей отражались в судьбе самых известных объектов города, можно узнать на выставке.

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета
08 Июня 2019

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета

Спектакль молодого режиссера Романа Кочержевского – это тоска по живой душе в круговороте душ мертвых.

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
05 Июня 2019

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции

Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?