В Музее политической истории России представили два рисунка Ильи Кабакова
Недавно, готовя очередной выставочный проект, Алексей Бойко, хранитель фонда графики Музея политической истории России, обратил внимание на два рисунка тушью и акварелью, которые хранятся в фондах музея. Рисунки явно «не по профилю» — на них изображена Баба-яга, летящая на метле. Внизу надпись в виньетке — «Ханне Яковлевне Ганецкой от Ильи Кабакова. Лидзава. 1972».

РЕПРОДУКЦИЯ. Фото автора
Кабаков — знаменитый русский художник, работы которого представлены во всех крупнейших музеях России и мира. Поэтому обнаружение его двух прежде неизвестных оригинальных рисунков можно считать сенсацией. Бойко установил, что это эскизы иллюстраций к первому советскому изданию популярной и ныне сказки Отфрида Прейслера «Маленькая Баба-яга».

Лидзава — курортный поселок в Абхазии, где художник, вероятно, работал над иллюстрациями. Книга с ними вышла в 1973 году в издательстве «Детская литература». Разумеется, посвящение было обрезано.
О самой получательнице подарка известно немного. Ее имя обычно упоминается в связи с деятельностью отца — Якуба Ганецкого (Якова Фюрстенберга) — профессионального революционера, соратника Ленина, добывавшего деньги для большевиков. После Октябрьской революции Ганецкий был назначен управляющим Народным банком РСФСР, выполнявшим функции Центробанка. Позже занимал разные посты, в 1937‑м был репрессирован и погиб. Реабилитирован в 1954 году.
Ханна провела в лагерях 18 лет и была реабилитирована в оттепельном 1956‑м. Ганецкая скончалась через 20 лет. В 1978 году ее архив поступил от наследников в ленинградский филиал Музея революции. Он содержит большое количество семейных фотографий. Никаких других рисунков, кроме кабаковских, в нем нет.
По словам Бойко, осталось выяснить два интересных обстоятельства. Первый вопрос, как познакомились Ганецкая и Кабаков. Одна из версий ответа: через поэта Бориса Слуцкого. До Великой Отечественной войны он был участником семинара молодых московских поэтов, о котором могло быть известно Ханне. В 1960 – 1970‑е годы Слуцкий общался с художниками, которые, не имея возможности выставляться, зарабатывали иллюстрациями. Одним из них был Кабаков.
Второй вопрос — почему наследники Ганецкой, в нескольких поколениях связанные с Москвой, принесли ее архив в ленинградский музей и подарили именно ему?
«Если удастся найти ответы на эти вопросы, то можно готовить выставку о современном искусстве в Музее политической истории России», — подытоживает Бойко.
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 51 (7380) от 23.03.2023 под заголовком «Загадки Бабы-яги».
Материалы рубрики
В Союзе художников открылась выставка «Петербург. Кто мы?»
Псковский музей-заповедник получил письмо 1941 года
Вернисаж: выставки в Петербурге с 3 июня
Вас приглашают. Куда сходить в Петербурге с 3 июня
В Мурманске открылась выставка «Непарадный Ленинград»
Самое читаемое



Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде
Русский музей развернул в Михайловском замке выставку к 150-летию Константина Сомова.

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»
В своей картине режиссер противопоставляет жизненную правду - и ее вечную, несокрушимую экранную имитацию.

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине
Оперетта хороша в любое время года, но летом - особенно.

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная
Настал важный момент для культуры нашей страны: идет война за то, как она будет развиваться дальше.

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах
Вспоминаем двух советских режиссеров.

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте
Участие коллекционеров позволило наглядно показать контрасты художника, которого одинаково занимали темы бури и покоя.

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова
Живопись, акварели, скульптура, фарфор, мебель, редкие книги — все это показывает хороший вкус коллекционера.

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди
Это случилось на исторической сцене Мариинского театра на фестивале «Звезды белых ночей».

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина
Туда можно попасть с экскурсией просветительской программы «Открытый город».

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга
О том, как решения властей отражались в судьбе самых известных объектов города, можно узнать на выставке.

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета
Спектакль молодого режиссера Романа Кочержевского – это тоска по живой душе в круговороте душ мертвых.

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?
Комментарии