В Музее политической истории России представили два рисунка Ильи Кабакова

Недавно, готовя очередной выставочный проект, Алексей Бойко, хранитель фонда графики Музея политической истории России, обратил внимание на два рисунка тушью и акварелью, которые хранятся в фондах музея. Рисунки явно «не по профилю» — на них изображена Баба-яга, летящая на метле. Внизу надпись в виньетке — «Ханне Яковлевне Ганецкой от Ильи Кабакова. Лидзава. 1972».

В Музее политической истории России представили два рисунка Ильи Кабакова | РЕПРОДУКЦИЯ. Фото автора

РЕПРОДУКЦИЯ. Фото автора

Кабаков — знаменитый русский художник, работы которого представлены во всех крупнейших музеях России и мира. Поэтому обнаружение его двух прежде неизвестных оригинальных рисунков можно считать сенсацией. Бойко установил, что это эскизы иллюстраций к первому советскому изданию популярной и ныне сказки Отфрида Прейслера «Маленькая Баба-яга».

Лидзава — курортный поселок в Абхазии, где художник, вероятно, работал над иллюстрациями. Книга с ними вышла в 1973 году в издательстве «Детская литература». Разумеется, посвящение было обрезано.

О самой получательнице подарка известно немного. Ее имя обычно упоминается в связи с деятельностью отца — Якуба Ганецкого (Якова Фюрстенберга) — профессионального революционера, соратника Ленина, добывавшего деньги для большевиков. После Октябрьской революции Ганецкий был назначен управляющим Народным банком РСФСР, выполнявшим функции Центробанка. Позже занимал разные посты, в 1937‑м был репрессирован и погиб. Реабилитирован в 1954 году.

Ханна провела в лагерях 18 лет и была реабилитирована в оттепельном 1956‑м. Ганецкая скончалась через 20 лет. В 1978 году ее архив поступил от наследников в ленинградский филиал Музея революции. Он содержит большое количество семейных фотографий. Никаких других рисунков, кроме кабаковских, в нем нет.

По словам Бойко, осталось выяснить два интересных обстоятельства. Первый вопрос, как познакомились Ганецкая и Кабаков. Одна из версий ответа: через поэта Бориса Слуцкого. До Великой Отечественной войны он был участником семинара молодых московских поэтов, о котором могло быть известно Ханне. В 1960 – 1970‑е годы Слуцкий общался с художниками, которые, не имея возможности выставляться, зарабатывали иллюстрациями. Одним из них был Кабаков.

Второй вопрос — почему наследники Ганецкой, в нескольких поколениях связанные с Москвой, принесли ее архив в ленинградский музей и подарили именно ему?

«Если удастся найти ответы на эти вопросы, то можно готовить выставку о современном искусстве в Музее политической истории России», — подытоживает Бойко.


#музей #художник #рисунки

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 51 (7380) от 23.03.2023 под заголовком «Загадки Бабы-яги».


Комментарии