В Музее истории религии открылась выставка о мифе, эпосе и сказке

В Музее истории религии открыта выставка «Вслед за героем. Путешествие в мир мифа, эпоса и сказки».

В Музее истории религии открылась выставка о мифе, эпосе и сказке | ФОТО предоставлено пресс-службой музея

ФОТО предоставлено пресс-службой музея

В первой витрине — книга Владимира Проппа, одного из создателей современной теории текста. Ученого, первым заметившего, что в народных сказках и древних мифах «композиция всех сюжетов одна и та же». В основе ее лежит путь героя, который проходит через ряд испытаний и даже смерть (путешествие в загробный мир) и возвращается обновленным. Эта же схема может стать хорошим путеводителем по выставке в Музее истории религии.

Зал, который открывает экспозицию, посвящен знакомству с героями. Среди них — поэты и мастера, воины и плуты. Одни покоряют мир недюжинным умом, другие — доблестью и бесстрашием.

Первые персонажи, которых встречают посетители, — сказители, поэты, рунопевцы. Это Орфей, покоривший пением мир живых и мир мертвых, Садко, околдовавший своей игрой Морского царя, мудрый Вяйнемяйнен из «Калевалы», музыкант-чародей из белорусской народной сказки. Их можно увидеть на гравюрах старых мастеров из фондов музея и работах современных художников: Бориса Забирохина, Юрия Люкшина, Владислава Станишевского…

Кураторы (которые в данном случае выступают в роли сказителей) начинают повествование. Они напоминают о том, как из хаоса возник космос, как, согласно древним мифам, родился наш мир. И представляют богов и полубогов, принимавших активное участие в акте творения, — праматерь Илматар, Фрейю, Гею и ее сыновей. В первую очередь — Прометея, подарившего людям огонь знания. Фарфоровая копия скульптуры Федора Гордеева необычайно выразительна: орел, терзающий не покорившегося Зевсу титана, прекрасное даже в страдании тело героя…

За ним следуют девы-воительницы: Жанна д’Арк, гордая Брюнхильда, супруга нибелунга Гунтера. Их образы запечатлены в живописи и графике. И дополнены латным доспехом — настоящим боевым облачением работы нюрнбергских мастеров. Его не могла носить Жанна, уже потому, что он был сделан через 100 лет после ее смерти, но на картине Энгра (на выставке есть копия) она представлена в похожем.

Далее зритель встречает русских богатырей, персонажей всем известных сказок (о Золотом петушке и Золотой рыбке, о попе и о работнике его Балде). И даже лиса Рейнеке (Ренара), героя средневекового «Романа о лисе», по мотивам которого Гете создал поэму… Их можно увидеть на гравюрах, лубке, фарфоре. В витринах есть и мелкая пластика, и деревянная городецкая игрушка. И это все — о них, героях, нарушающих правила, преобразующих реальность, побеждающих смерть.

Второй зал символизирует подземный мир. Посетитель спускается туда на лифте. Платить Харону не придется, но встреча с ним неизбежна. Он встречает посетителя при переходе из одного мира (зала) в другой — как и любого из героев. Это работа современного петербургского скульптора Евгения Духовного, одна из лучших на экспозиции. Белая фигура из искусственного мрамора похожа на материализовавшийся призрак, ее изящный силуэт плавно перетекает в полумесяц лодки (той самой, в которую придется шагнуть каждому на пути в царство Аида). Темная тень под днищем — кусочек Леты, реки забвения…

Впрочем, проводником может стать не только Харон. Его коллега, Баба-яга, тоже всегда готова исполнить свой долг. Она встречает на пороге между этим и иным мирами героев русских сказок. Ее изображения тоже украсили выставку. Как и образы всевозможных чудовищ, с которыми предстоит сразиться страннику. Тут и Лихо-Злосчастье, и Бука, и русалки, и драконы…

Сюжет развивают иллюстрации к сказкам: «Красной Шапочке», «Белоснежке», литовской легенде об Эгле, королеве ужей (ведь персонажи каждой из них тоже проходят свой путь героя, свои испытания). Тут и гравюры Бориса Забирохина, и работы литовских художниц Альбины Макунайте и Анастазии Сургайлене, живопись и скульптура…

Финал не всегда оптимистичен. Герои, случается, гибнут на полпути. Но многим удается преодолеть все и вернуться преобразившимися. Обретшими новые умения и знания. Готовыми к следующему путешествию.

Если вдуматься, жизнь каждого из нас состоит из таких же странствий. Мы раз за разом переходим с одной ступени на другую, взрослеем, открываем новые грани себя. И новые смыслы старых сказок и древних мифов.


#выставка #музей #Музей истории религии

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 51 (7134) от 23.03.2022 под заголовком «Путь героев умных и бесстрашных».


Комментарии