2Vtzqv4Hz9U

В Музее истории религии открылась выставка «Новые темы, старые традиции»

В Музее истории религии открылась выставка «Новые темы, старые традиции», посвященная творчеству Льва Фомичева (1932 – 2018), мастера лаковой миниатюры из Мстеры. Необычное место проведения первой в Петербурге персоналии художника определилось одной его работой из фондов музея.

В Музее истории религии открылась выставка «Новые темы, старые традиции» | ФОТО автора

ФОТО автора

Как рассказала «Санкт-Петербургским ведомостям» Екатерина Терюкова, заместитель директора музея по научной работе, сорок лет назад в тогдашнем Музее истории религии и атеизма, который располагался в Казанском соборе, готовилась новая постоянная экспозиция. Идеологические каноны того времени требовали показа победы советского атеистического образа жизни. Но при этом надо было вписаться в пространство здания — памятника церковной архитектуры. Музейщики пригласили мстерских миниатюристов, которые мечтали поработать в крупной форме. Ведь этот промысел ведет свое начало от местных иконописцев и мастеров по росписи храмов. Была заказана серия о советском образе жизни с показом науки, промышленности, праздников, гражданской обрядовости. Фомичеву как старшему и самому заслуженному поручили главный сюжет — «Советская наука».

На открытии выставки Ольга Струнина, дочь Фомичева, вспоминала, что у него не было большой мастерской. Потомственный художник, подростком начавший работать в мстерской артели «Пролетарское искусство», он всю жизнь прожил в собственном деревянном доме, построенном его отцом. Для работы миниатюристу хватало обычной комнаты. А тут пришлось создавать панно высотой под три метра. Художник рисовал его на трех досках, а когда надо было посмотреть на всю композицию в целом, звал коллег, чтобы они подержали доски одну над другой. Формулы ему помогала изображать жена, школьный учитель математики.

В центре композиции Фомичев поместил девушку в белом — символ науки, выше — трех космонавтов, внизу — группу ученых на фоне высотного здания МГУ. По краям панно — цитаты из Маркса — Энгельса — Ленина, а также слова советских академиков Келдыша и Александрова. Сейчас в этой композиции легко найти рифмы с евангельскими сюжетами — Преображение, Троица, а также с изображениями святых на фоне храмов на житийных иконах. Тем не менее в 1986 году работа Фомичева, как и труд его коллег, получили высокую оценку и были приобретены музеем.

Выставку дополняют лаковые миниатюры художника — «Степан Разин», «Пахарь», «Руслан и Людмила», «Лебединое озеро» и другие, карандашные эскизы к ним, пейзажи родной Владимирской земли. Их предоставили Ольга Струнина и петербургский коллекционер Алексей Конасов.


#выставка #музей #художники

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 64 (7393) от 11.04.2023 под заголовком «Монументальная миниатюра».


Комментарии