В Музее истории Петербурга открылась выставка книжной графики Михаила Бычкова
В Музее истории Петербурга открылась выставка Михаила Бычкова, известного иллюстратора и книжного дизайнера. Она готовилась еще в прошлом году, к 70‑летию художника, но по разным причинам откладывалась. Зато теперь представлена в новом выставочном зале Петропавловской крепости и стала самым большим за последние годы персональным показом книжной графики.
Иллюстрация к книге «Будь как Петр». / РЕПРОДУКЦИЯ. ФОТО АВТОРА
Бычков представил 207 иллюстраций из 23 книг. От первого варианта «Трех толстяков» Юрия Олеши, изданного в 1986 году, до книги «Будь как Петр» Елены Кальницкой, которая выйдет в свет через месяц. Многие рисунки выставляются впервые.
Равноправными участниками проекта стали несколько десятков книг, от эрмитажных каталогов до альбома о Борисе Эйфмане, где Бычков выступает в роли дизайнера. По словам художника, эти две сферы помогают друг другу. «Сначала делаю дизайн альбомного разворота, а потом расставляю текст и фотографии», — замечает Бычков.
Говоря на вернисаже о своих иллюстрациях, художник назвал себя импровизатором: «Не знаю, откуда все берется». И тут же заметил, что для него самая интересная часть работы — вхождение в материал. «Будь как Петр» — книга о лучших качествах царя-преобразователя. Художник тщательно изучал его биографию и пришел к выводу, что положительных качеств у Петра I было много. Главное — полет, он не ходил, а летал, опережая свое время. Иллюстрация, по словам Бычкова, внешнее выражение внутренней сути человека. Так появились 50 портретов царя. Несколько представлены на выставке.
Одна из первых посетительниц на мой вопрос, чем ей интересны работы Бычкова, ответила так: «Добротой, искренностью, юмором, оптимизмом. Он любит книгу. Как слово, как текст, как предмет».
Для «Медного всадника» художник нашел образ грозной скачущей статуи и мечтательного Пушкина. Для книги «У Лукоморья» нарисовал дивного кота: беспородного, но держащего в лапах толстую книгу с закладками. Или ходящего как канатоходец по толстой кованой цепи. Вспомним, у поэта кот ученый ходит именно по цепи. Гоголевский «Невский проспект» у Бычкова одновременно и чиновно-официозный, и празднично-нарядный.
Двенадцать лет художник работал над иллюстрациями к гриновским «Алым парусам». Получилась история прозаической жизни южного городка без патоки и пафоса. Тем трогательнее мечта девушки о своем принце.
Художник Александр Траугот, приветствуя младшего коллегу, заметил: «Каждый рисунок — волшебство. Бычков не открывает секретов, как ему это удается. И это хорошо».
Выставка работает до 10 мая.
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 67 (7150) от 14.04.2022 под заголовком «Волшебство иллюстрации».
Комментарии