В Музее Ахматовой открылась выставка Михаила Дмитриева «Разный ракурс»

В Музее Ахматовой в Фонтанном доме открылась выставка Михаила Дмитриева «Разный ракурс», посвященная 75‑летию известного мастера репортажной фотографии. 23 отпечатка хранятся в личном архиве автора. Негативы — в Центральном государственном архиве кинофотофонодокументов Петербурга.

В Музее Ахматовой открылась выставка Михаила Дмитриева «Разный ракурс» | ФОТО Александра ДРОЗДОВА

ФОТО Александра ДРОЗДОВА

Трогательный портрет: Ариадна Бабарика, лесничий, заслуженный лесовод РСФСР, с преданной собакой Сильвой. Четвероногий спутник вытягивается из коляски мотоцикла, чтобы облизать лицо хозяйки. Снимок был сделан в селе Сомино Ленинградской области и напечатан в «Правде».

Легкая улыбка Льва Гумилева, пришедшего на поэтический вечер в народный музей «Анна Ахматова. Серебряный век». У матери и сына были сложные отношения, но заметно, что ученому приятно внимание людей к поэту…

Чтобы все это могли увидеть мы, фотограф поймал те моменты, которые Анри Картье-Брессон называл «решающими». Дмит­риев соглашается с классиком и добавляет свой точный образ. «Репортаж в фотографии сродни джазу в музыке: интуиция, импровизация, ритм. Композиция строится за долю секунды, — говорит он. — Основа фотожурналистики — держать сюжет на кончиках пальцев».

Свою профессиональную карьеру Дмитриев начинал в «Ленинградской правде», где проработал восемь лет. До этого был Саратов, школьная стенгазета, а в 17 лет он опубликовался в главной областной газете. Потом три года учился на географа в Саратовском университете, служил в армии, работал слесарем на главном конвейере Кировского завода. Дмитриев — один из создателей известного ленинградского фотоклуба «Зеркало».

Эпиграфом к выставке стал портрет самого Дмитриева из редакционной фотолаборатории, сделанный Игорем Потемкиным. Маг или алхимик в своей мастерской…

Среди лучших репортажных снимков Дмитриева — «Бригада верхолазов-реставраторов Анатолия Емельянова на куполе дома № 55 – 57 по Садовой улице». Фотограф нашел слуховое окошко в известном Доме городских учреждений, чтобы поймать в кадр тяжелую, опасную и благородную работу. Словно архитектор Александр Лишневский специально придумал это окно именно для Дмитриева и его сюжета.

На снимке «Горожане на Адмиралтейской набережной Невы», на первый взгляд, ничего не происходит. Мальчик с удочками ловит рыбу, мимо идет старушка в очках и черном платке. Но как строг ее взгляд. То ли она беспокоится за природу, то ли осуждает бесцельное, на ее взгляд, времяпровождение подростка.

Финальное фото называется «Лель». Мальчик играет для своей подружки на самодельной дудочке. В славянской мифологии Лель играл во славу любви. У Дмитриева — в честь репортажной фотографии.


#музей #выставка #музей Ахматовой

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 67 (7150) от 14.04.2022 под заголовком «Держать сюжет на кончиках пальцев».


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде
21 августа 2019

Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде

Русский музей развернул в Михайловском замке выставку к 150-летию Константина Сомова.

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»
16 августа 2019

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»

В своей картине режиссер противопоставляет жизненную правду - и ее вечную, несокрушимую экранную имитацию.

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине
06 августа 2019

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине

Оперетта хороша в любое время года, но летом - особенно.

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная
31 июля 2019

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная

Настал важный момент для культуры нашей страны: идет война за то, как она будет развиваться дальше.

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах
29 июля 2019

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах

Вспоминаем двух советских режиссеров.

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте
03 июля 2019

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте

Участие коллекционеров позволило наглядно показать контрасты художника, которого одинаково занимали темы бури и покоя.

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова
27 июня 2019

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова

Живопись, акварели, скульптура, фарфор, мебель, редкие книги — все это показывает хороший вкус коллекционера.

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди
13 июня 2019

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди

Это случилось на исторической сцене Мариинского театра на фестивале «Звезды белых ночей».

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина
11 июня 2019

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина

Туда можно попасть с экскурсией просветительской программы «Открытый город».

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга
10 июня 2019

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга

О том, как решения властей отражались в судьбе самых известных объектов города, можно узнать на выставке.

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета
08 июня 2019

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета

Спектакль молодого режиссера Романа Кочержевского – это тоска по живой душе в круговороте душ мертвых.

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
05 июня 2019

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции

Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?