В музее истории города Волхова открылась выставка «Графтио — повелитель электричества»

Музей истории города Волхова отметил тройной юбилей — свое 55‑летие, 100‑летие дома, в котором он располагается, и 155‑летие его бывшего хозяина — русского инженера, строителя первых гидроэлектростанций в СССР, члена комиссии по электрификации России ГОЭЛРО Генриха Графтио. Итоговым мероприятием, приуроченным к этим знаковым датам, стала выставка «Графтио — повелитель электричества» (12+).

В музее истории города Волхова открылась выставка «Графтио — повелитель электричества» | ФОТО Аллы ЧЕРЕДНИЧЕНКО

ФОТО Аллы ЧЕРЕДНИЧЕНКО

Не проезжайте мимо

Несмотря на то что работу Музея истории города Волхова в прошедшем году немного смешала прежде­временная информация о реконструкции здания, в котором он находится (из‑за чего многие крупные турфирмы исключили его из своих маршрутов и часть посетителей была потеряна), результат его работы можно оценить на отлично.

«2024 год был для музея очень насыщенным. Мы проводили экскурсии и для групп, и для индивидуальных посетителей, организовывали образовательные мероприятия, вели научную работу, — подтвердила главный хранитель фондов Музея истории города Волхова Ирина Пузанова. — А поскольку реставрацию перенесли еще на год, в наступившем 2025‑м будем работать в более активном режиме. К главному событию года — празднованию 80‑летия Победы в Великой Отечественной войне — запланированы тематические выставки, экскурсии, музейные уроки для школьников. Материалов на эту тему у нас много. Великой Оте­чественной посвящен отдельный зал — в нем рассказывается о защите Волхова, о том, как работали предприятия в этот период. Здесь можно увидеть карты-схемы боевых действий, панораму боя на подступах к Волхову у Валимского ручья, диораму прорыва блокады Ленинграда, фотографии и документы, образцы боевого оружия и материалы о героях».

Еще одно важное дело, которым сейчас занимаются сотрудники музея, — обработка богатейшей личной библиотеки, принадлежавшей Генриху Графтио. Более тысячи томов — книги технического содержания на разных языках, бюллетени и журналы, лекции, учебники и справочники конца XIX — первой половины XX века. Библиотека находится в фондах музея с 70‑х годов прошлого века, но до нынешнего времени до нее не доходили руки. Не исключено, что в процессе этой работы будут найдены интересные материалы — тем более что страницы многих книг пестрят пометками, графиками и формулами, сделанными рукой самого Графтио.

Что такое ГОЭЛРО

О жизни и деятельности Генриха Осиповича рассказывают и новые уникальные экспонаты, которыми поделились филиалы Музейного агентства Ленинградской области.

Графтио1_Че.jpg
Инженер Графтио видел себя только в России и для России, он слишком любил свою страну и слишком хотел быть ей полезным./ФОТО АВТОРА

«На юбилейной выставке можно увидеть редкие фотографии из фондов музеев политической истории России и истории Петербурга, — рассказала директор Музея истории города Волхова Ольга Николаева. — До этого у нас была богатая коллекция фотоматериала, касающегося периода строительства Волховской ГЭС, но изображений детского и юношеского периодов жизни будущего инженера практически не было, за исключением одной фотографии Графтио в трехлетнем возрасте. Благодаря новым фотодокументам нам удалось рассмотреть и внутреннее убранство дома».

Отдельного внимания заслуживают фотографии, касающиеся личной жизни Генриха Осиповича, так как снимков его супруги и музы Антонины Адамовны сохранилось очень мало. При этом Антонина Адамовна (или просто Тоня, как звал ее любящий супруг) значила для него очень много и была тесно связана с его работой — при строительстве Волховской ГЭС была официально принята на должность личного секретаря главного инженера. Она знала пять языков и бухгалтерское дело, помогала мужу составлять сметы. Поговаривали, что без Антонины Графтио не принималось ни одно значимое решение, а объекты сдавались либо в день ее рождения, либо в день их бракосочетания. Известен случай, когда на стройке Волховской ГЭС у Генриха Осиповича слетело обручальное кольцо и упало в раствор бетона. Графтио пообещал большое денежное вознаграждение тому, кто это кольцо достанет. Кольцо было найдено и возвращено владельцу.

Не менее интересна и киностраница выставки, рассказывающая о художественном фильме 1979 года «Инженер Графтио» режиссера Геннадия Казанского с Анатолием Папановым в главной роли.

Вместе с основной темой личности Графтио выставка через призму строительства ГЭС раскрывает тему труда и ее отражение в искусстве. Эту идею помогли воплотить графические и живописные работы советских художников второй половины XX века, воплотившие образы Графтио и гидроэлектростанции (предоставлены Сосновоборским художественным музеем современного искусства и Тихвинским историко-мемориальным и архитектурно-художественным музеем). Прежде всего это плакаты, другие произведения агитационного искусства и картины, передающие энергетику промышленного бума, которым славится то время.

Например, картина «Ленин на фоне Волховстроя», написанная художником Исааком Бродским в 1927 году. Ее сюжет — фантазия художника, потому что Владимир Ильич на этой ГЭС никогда не был (ее достроили только после его смерти), однако он лично курировал строительство этого важного объекта, который получил его имя. К слову, аббревиатуру ГОЭЛРО, которую придумал Графтио, в народе толковали шутливо: «Графтио Обещал Электричество, Ленин Распорядился Оплатить».

В подготовке выставки принимала участие специалист каскада Ладожских ГЭС Ольга Бабкина, которая напомнила, что Волховская гидроэлектростанция была введена в эксплуатацию в 1926 году, Нижне-Свирская — в 1933‑м, а Верхне-Свирская — в 1952‑м, и все они до сих пор исправно работают.

Графтио2_Че.jpg
На алюминиевой карте Волхова в Музее истории города не так давно появился силуэт элегантного мужчины в шляпе, которого раньше не было./ФОТО АВТОРА

«Родившись в городе Динабург (ныне Даугавпилс) в семье потомственного инженера-путейца, Генрих получил два высших технических образования, после чего стажировался в Италии, Франции, Швейцарии, США, где изучал гидроэлектрические станции и электрические железные дороги, чтобы потом применить этот опыт в своей стране. У дворянина Графтио даже после революции не возникало мыслей об эмиграции — он видел себя только в России и для России, он слишком любил свою страну и слишком хотел быть ей полезным», — подчеркнула Ольга Анатольевна.

Выставка представляет Генриха Графтио человеком, которым недостаточно восхищаться и гордиться — на него стоит равняться.

«На мой взгляд, этот гениальный человек принадлежит золотому фонду людей, которые двигали прогресс в нашей стране, — добавил почетный гость выставки глава Волховского района Александр Налетов. — Ориентируясь на современные реалии, я бы его сравнил с Илоном Маском и порекомендовал бы молодежи учиться у него мечтать, не сдаваться и достигать своих целей».

Дом с привидением

Двухэтажный деревянный дом, словно сказочный особняк, возвышается на левом берегу Волхова на бывшей средневековой сопке. Он верно хранит память о своем легендарном владельце, который жил здесь с 1924-го по 1927 год, о его гостях (среди которых были Феликс Дзержинский, Михаил Калинин, Алексей Толстой и даже Иосиф Сталин) и об исторических событиях, которые вершились в его уютных комнатах в то великое время побед.

В 1930‑е годы, после того как дом лишился своего хозяина, в нем располагалась гостиница, в 1940 – 1950‑е — городской комитет КПСС. В музей дом превратился в 1969 году. Сегодня он имеет статус объекта культурного наследия федерального значения и хранит около 11 тысяч экспонатов.

Первое, что видят посетители музея, заходя в него, — это занимающая всю стену огромная алюминиевая карта Волхова, выполненная в технике тиснения. Еще в 70‑е годы прошлого века ее изготовили на местном Алюминиевом заводе. Не так давно сотрудники музея обнаружили, что эту карту облюбовало… привидение.

«Дом всегда жил своей жизнью, мы уже привыкли, что в нем то половицы скрипят, то двери сами открываются и закрываются, а недавно появился призрак, — поделилась Ирина Пузанова. — Мы не можем объяснить, что это, но считаем, что это дух самого Графтио, который охраняет свой дом».

В доказательство своих слов Ирина Александровна показала это привидение, выключив свет. Хотите верьте, хотите — нет, но в темноте на металлической карте города действительно проявляется силуэт элегантного мужчины в шляпе, которого раньше (как уверяют сотрудники музея) не было. Возможно, Графтио и объяснил бы этот эффект каким‑нибудь законом физики. Но если бы он сам не верил в чудеса, вряд ли смог бы столь успешно изобретать и реализовывать свои смелые проекты.

Выставка «Графтио — повелитель электричества» будет работать до 3 марта 2025 года. После этого она отправится в вояж по музеям области.

Читайте также:

В Комендантском доме Петропавловской крепости вновь работает постоянная экспозиция

Выставка «Блокада Ленинграда — нацистский геноцид советского народа во время Великой Отечественной войны» открылась в штаб-квартире ООН


#музей #выставка #ГОЭЛРО

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 7 (7829) от 20.01.2025 под заголовком «Искусство воплощать мечты».


Комментарии