В Музее искусства Санкт-Петербурга XX – XXI веков открылась выставка «Лирическое рисование Давида Боровского»

Выставка (6+) посвящена ленинградскому-петербургскому художнику, известному прежде всего как иллюстратор произведений русской классической литературы. Вместе с этими работами представлены портреты великих музыкантов и рабочих, а также впервые серия пейзажей, выполненных в технике «монотипия». Всего около 40 произведений разных лет из собрания семьи художника и самого музея.

В Музее искусства Санкт-Петербурга XX – XXI веков открылась выставка «Лирическое рисование Давида Боровского» | «Полозовы». Иллюстрация к повести «Вешние воды»./РЕПРОДУКЦИЯ АВТОРА

«Полозовы». Иллюстрация к повести «Вешние воды»./РЕПРОДУКЦИЯ АВТОРА

Иллюстрации к повести Ивана Тургенева «Вешние воды» художник выполнил в 1962 году, через пять лет — к повестям «Ася» и «Первая любовь». В 2017‑м эти произведения под одной обложкой с иллюстрациями Боровского были выпущены снова. Вот вам лучшее доказательство мастерства художника, истинный «знак качества», когда его работа интересна внукам тех, кто много лет назад знакомился с тургеневскими романтическими повестями.

Боровский (1926 – 2014) окончил графический факультет Академии художеств. Его учителем был Константин Рудаков, который сохранял эстетические традиции художников из объединения «Мир искусства», несмотря на все изменения системы художественного образования ХХ века, метавшейся от авангарда к крайней консервативности. В то же время Боровский — художник-шестидесятник, его молодость пришлась на то время, когда на смену кондовому соцреализму пришел так называемый современный стиль в архитектуре и изобразительном искусстве, давший художнику возможность свободного, эмоционального высказывания. Именно тогда на «сцену» выходят тургеневские Ася, Зинаида, Владимир и другие персонажи в исполнении Боровского. Художник тонко чувствует классическую прозу, его рисунки сентиментальны, но не слащавы, лица персонажей красивы своей простой естественной красотой, без толстых слоев макияжа, хорошо известных нам по обложкам любовных романов и глянцевым журналам. Может быть, в этом секрет долголетия иллюстраций Боровского.

Другой раздел выставки представляет станковые работы художника, среди них — известные портреты композитора Дмитрия Шостаковича и дирижера Евгения Мравинского, сделанные с натуры: Боровский был с ними близко знаком. На первый взгляд, неожиданными могут показаться выразительные портреты рабочих из серии «Электросиловцы». Александр Боровский, сын художника, известный историк искусства и куратор, объясняет, что его отцу были интересны эти персонажи. Они создавали мощные генераторы для крупнейших в мире сибирских гидроэлектростанций. «Это было поколение художников, которое любило, возможно, наивно, само искусство, а не себя в искусстве, — поясняет искусствовед. — Когда появилась возможность ездить по миру, отец большую часть времени пропадал в музеях, стараясь увидеть как можно больше».

Выставку завершают монотипии, сделанные во время путешествий по разным странам. Художнику было достаточно куска стекла, красок и листа бумаги, чтобы поймать впечатление от старинного замка, цветущего сада, ночной улицы и любопытной туристки.

Выставка работает по 6 октября.

Читайте также:

На выставке «Костюм прекрасной эпохи» можно проследить развитие европейской моды за 50 лет

В Эрмитаж вернулся после реставрации шедевр Лукаса Кранаха Старшего «Венера и Амур»

#выставка #музей #художник

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 162 (7738) от 30.08.2024 под заголовком «Барышни и электросиловцы».


Комментарии