В Музее искусства Санкт-Петербурга XX – XXI веков открылась выставка Лидии Тимошенко
В Музее искусства Санкт-Петербурга XX – XXI веков работает выставка Лидии Тимошенко (1903 – 1976), возвращающая любителям живописи забытое имя художницы, почти ровесницы века, пережившей его трудные и счастливые дни.
ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА
Биография Тимошенко укладывается в несколько фактов, важных для понимания ее судьбы. Она училась в Петрограде — Ленинграде у известных мастеров Аркадия Рылова, Павла Мансурова, Александра Савинова. Была постоянным участником выставок объединения «Круг художников», которые пытались соединить искусство, обогащенное достижениями русского авангарда, и пафос социалистического строительства. Но лидерами группы были другие. Позже работала в экспериментальной литографской мастерской ЛОСХа, где продолжила традиции «круговцев». Выйдя замуж за Евгения Кибрика, известного книжного иллюстратора, переехала в Москву. Там почти 20 лет Тимошенко посвятила созданию иллюстраций к пушкинскому «Евгению Онегину». В последние годы работала над реконструкцией произведений русской иконописи, эта серия графических листов осталась неоконченной.
Выставка состоит из 200 произведений художницы, в основном из собрания наследников, которые трепетно хранят картины и рисунки, постепенно их публикуют. Эпиграфом к показу стал автопортрет 1930‑х годов, на котором художница изобразила себя задумчиво сидящей перед чистым белым холстом. Неспешность и тщательность были творческим кредо Тимошенко.
К тому же времени относятся картина «Девочка с самоваром» и рисунок «Мужчина с усами». В тот момент, когда стремительно набирает силу социалистический реализм, художницу интересует отражение стройной фигуры девочки в никелированных боках бытового предмета. Человек с длинными рыжими усами и вовсе напоминает персонажей русского авангардиста Михаила Ларионова.
«Девочку в желтой блузе» музей показывал в разных выставочных проектах. В контексте персоналии Тимошенко, где обильно представлена юная беззаботность, эта картина 1934 года выглядит загадочно. Может, художница просто подсмотрела выражение детской обиды и решила его зафиксировать? Литография «Катюша» создана в упомянутой мастерской. Тимошенко показывает, как юное создание стирает в корыте яркое оранжевое платье. Эта работа стала знаковой для художницы.
В портретах и пейзажах 1950‑х годов читается «оттепельное» время. Лица персонажей — открытые и интеллигентные… Тимошенко любуется деревянными домиками старой Москвы, как, впрочем, и новыми широкими проспектами, на которых у светофоров послушно замирает поток машин.
Два зала отведены эскизам иллюстраций к «Евгению Онегину». Они вызвали споры сразу после публикации. Как перевести поэзию на язык графики? Следовало ли художнице тщательно, во всех деталях воспроизводить материальные приметы пушкинской эпохи? Музей адресует эти вопросы посетителям выставки.
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 125 (7454) от 11.07.2023 под заголовком «Портретист юности».
Комментарии