2Vtzqv4Hz9U

В Музее искусства Петербурга ХХ — XXI веков открыта выставка «Жизнь в раю»

На выставке (6+) представлены картины московской художницы Наталии Глебовой.

В Музее искусства Петербурга ХХ — XXI веков открыта выставка «Жизнь в раю» | ФОТО АВТОРА

ФОТО АВТОРА

Больше шести десятков картин разместили на двух уровнях, на самом верхнем этаже, поближе к небу. Пейзажи, портреты, сценки из жизни москвичей в целом и семьи художника в частности, впечатления от путешествий… Яркие краски, динамичные композиции, холсты, в которые заглядываешь, как в окна проезжающего мимо поезда, выхватывая фрагменты впечатлений.

«Мне все красиво. И то, что я есть, и то, что есть во мне, и то, что меня окружает, — говорит Глебова. — Я радуюсь». Название выставки — «Жизнь в раю» — про ее мироощущение. Для художницы каждое из мест обитания (Москва, Подмосковье, квартира и дача) — уголок рая. Но не благостного, как в старых детских книжках, а живого, полного противоречивых эмоций, не только радостей, но и тревог. Продуваемого ветрами. Населенного ангелоподобными детьми и безликими взрослыми.

Люди и предметы равноправны на ее холстах. Виолончель и виолончелист сливаются в одно существо. Яблоки на уже облетевшей под ветром яблоне светятся, словно фонарики, маячки для заплутавших в осени. Белые домики с красными крышами, выросшие как грибы после дождя на острове Гидра, становятся частью живой природы так же, как туристы, плывущие в лодке к этому острову.

Художница говорит, что никогда не пишет с натуры, не работает на пленэре. Она делает беглые наброски, зарисовки на случайных листах (конвертах, тетрадях, салфетках), а потом «выращивает» из них картины, углубляя свои впечатления.

Например, «Пейзаж перед дождем» мелькнул перед ней за окном автобуса. Ветер лохматит деревья, небо темнеет и набухает тучами, земля кажется уже влажной в предчувствии еще не начавшегося ливня. Художница запомнила этот момент, написала картину и… превратила вид конкретного места в обобщенный образ, настроение. Она рассказывает, что и травы не так пригибались к земле, и суглинок был не таким ярким. Но Наталии представилось, что растения страшатся нависшего над ними тяжелого неба. И на холсте она изобразила «испуганную природу».

Еще одна картина — «Дождь на реке». Рыбак в плаще с капюшоном — кажется, родственник водяного. Капли бьют по воде, баламутят озерную гладь. Круги, расходящиеся от них, похожи сразу и на кружащиеся граммофонные пластинки, и на кнопки, рассыпавшиеся острыми кончиками вверх, и на почему‑то прозрачные листы кувшинок. Отражения деревьев плывут и смешиваются. Пространство словно затягивает зрителя внутрь, почти слышен мягкий шорох дождя. Все начиналось с сию­минутной картинки, бытовой сценки, а выросло в лирическое размышление о гармонии бытия.

Глебова2_Ги.jpg
ФОТО АВТОРА

Есть на выставке и несколько портретов сына художницы, профессионального музыканта. А также ее мужа, несколько лет назад ушедшего из жизни живописца Ивана Лубенникова. Есть изображения католических деревянных Мадонн, словно бы оживающих под кистью. Есть виды Москвы — старой и современной, написанные очень по‑разному. То с ностальгической теплотой, подробно и мягко. То тревожно, почти схематично. Трудно собрать из всего этого разнообразия единую картинку, общее впечатление. Может быть, и не нужно. «Рай» Наталии Глебовой хорош именно тем, что многообразен.

Читайте также:

На выставке «Костюм прекрасной эпохи» можно проследить развитие европейской моды за 50 лет

В Эрмитаж вернулся после реставрации шедевр Лукаса Кранаха Старшего «Венера и Амур»

#выставка #картины #художник

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 162 (7738) от 30.08.2024 под заголовком «О многообразии рая».


Комментарии