В Музее искусства Петербурга ХХ – XXI веков открылась выставка «Проникновенная гармония»
Она приурочена к 70‑летию скульптора Левы Бейбутяна.
ФОТО АВТОРА
Петербуржцы знают этого мастера как автора памятников Константину Циолковскому на улице Циолковского и Комитасу, армянскому композитору и священнослужителю, в Камском сквере на Васильевском острове. Есть еще не столь масштабный, но не менее монументальный памятник Иосифу Орбели во внутреннем дворе петербургского Университета и несколько других работ. И практически все они обладают лаконичным, выразительным силуэтом, создают ощущение сдержанной силы и покоя.
Выставка в Музее искусства Петербурга — хорошая возможность ознакомиться с камерными работами Бейбутяна. Хронологически она охватывает около сорока лет — с 1983 года по сегодняшний день. На ней представлены композиции из мрамора и гранита, дерева, шамота, металла. Практически все экспонаты являются собственностью автора, то есть увидеть их простой любитель изящных искусств может нечасто.
Основную идею кураторы обозначили в названии. Эта выставка — о вечной гармонии, пронизывающей наш мир. «Здесь преобладают округлые формы, — рассказывает Екатерина Маршалл, советник директора музея. — Такова форма каждого из трех пространств, на которые делится экспозиция, таковы формы самих скульптур. А круг — это всегда гармония».
Действительно, большинство работ Бейбутяна отличаются обобщенностью объемов и мягкостью линий. Но речь не только о формах. В этих скульптурах гармонично сосуществуют древние традиции армянской культуры и классическое наследие культуры европейской. Скульптор заглядывает в прошлое настолько глубоко, что видит, как где‑то в самом начале все ручейки нынешних традиций были единой рекой. Он словно бы возвращается к этому истоку. И вот результат — известняковая фигура «Плодоносящей» напоминает одну из палеолитических Венер (или даже всех их сразу). Отголоски этой темы, но уже более дальние, можно уловить и в гранитном «Раздумье» (изображении сидящей женщины).
Есть у мастера произведения, отсылающие к древним ассирийским рельефам. Например, «Женский портрет». С одной стороны, это вполне объемный профиль. С другой — плоский силуэт, декорированный завитками орнамента. И есть работы, в которых отчетливо проявились армянские народные мотивы. Однако большая часть композиций — сплав отголосков разных эпох и культур. Так, «Руки родителей» вызывают в памяти и знаменитые «Руки влюбленных» Огюста Родена, и одновременно затертую временем скульптуру у входа в готический храм. В «бутоне», в который сложились руки отца и матери, лежит младенец — неотделимая часть этого гранитного «цветка». Или, может быть, плода, из которого он когда‑нибудь «вылупится», как ядрышко ореха из защитной оболочки.
Тема дерева, уходящего корнями в прошлое, поддерживающего кроной небо и щедро питающего сынов человеческих, не раз возникает на этой выставке. В одной из работ скульптора под густой листвой собирается счастливая семья, в другой — на одной из ветвей уютно устроился мифический прародитель армянского народа, в третьей — у корней сидит задумчивый летописец. У того же символического древа играют на дудуке веселые музыканты. Причем в этой композиции (уже не совсем скульптуре, еще не вполне инсталляции) использовано живое растение.
Что нужно для того, чтобы древо жизни зеленело и плодоносило вечно? По мнению мастера, не живая вода, а любовь во всех своих разновидностях: нежная, страстная, романтическая и даже… птичья. У Левы Бейбутяна есть работа, которая так и называется — «Птичья любовь».
Но все же центральная композиция посвящена любви материнской. Она называется «Блаженство» и представляет собой мать и ребенка, слившихся в неразрывном объятии. А самого себя скульптор представил целующимся не то с возлюбленной, не то с музой. Именно так выглядит его автопортрет. Но и в нем ощущение гармонии, спокойной тишины и изначального единства всего живого преобладает над страстью.
Возрастное ограничение: 16+
Читайте также:
На выставке «Костюм прекрасной эпохи» можно проследить развитие европейской моды за 50 лет
В Эрмитаж вернулся после реставрации шедевр Лукаса Кранаха Старшего «Венера и Амур»
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 160 (7736) от 28.08.2024 под заголовком «Любовь земная и птичья».
Комментарии