В Музее искусства ХХ – ХХI веков открылась выставка «Комплексное зрелище»

В Музее искусства Санкт-Петербурга ХХ – ХХI веков (МИСП) открылась выставка «Комплексное зрелище». При всей внешней казенности названия (зрители со стажем вспомнят комплексные обеды в советских столовых) оно точно отражает цель проекта — показать самое разное искусство, которое приобретено музеем за последние десять лет. Многое публика еще не видела.

В Музее искусства ХХ – ХХI веков открылась выставка «Комплексное зрелище» | РЕПРОДУКЦИЯ. ФОТО АВТОРА

РЕПРОДУКЦИЯ. ФОТО АВТОРА

Удачен выбор определения «комплексное». Невозможно представить себе, чтобы в каком-то другом проекте встретились вышивка «Алконост» Марины Азизян и фотографии на эмали «Индустриальное бессознательное» Сергея Бугаева (Африки), абстрактное полотно Глеба Богомолова «Смерть Неронов» и ироничный портрет мясника под названием «Кто не спрятался, я не виноват» Николая Копейкина, гипсовый эскиз памятника Эдит Пиаф скульптора Яна Неймана и объект «Заяц I» Петра Рейхета, посвященный прежним жителям Заячьего острова, откуда начинался Петербург. Эти произведения не просто собраны на выставке, они «разговаривают» между собой, находясь на соседних стендах. Полноценно представлены творческие объединения разных лет — от «Круга художников», существовавшего в 1920-е годы, до группы «Север-7», которая была создана в 2013-м.

Теперь о том, почему «зрелище». Выбор был сделан в пользу картин, рисунков, скульптуры, которые сами по себе создают яркое шоу. Все начинается с фасада здания МИСП (набережная канала Грибоедова, 103). На нем установлены цифры «XXX», обозначающие тридцатилетие музея. Строго говоря, он существует всего шесть лет, но коллекция ЦВЗ «Манеж», частью которого является МИСП, начала собираться в 1991 году. Сейчас в ней 4 тысячи предметов. Марина Джигарханян, куратор выставки, руководитель МИСП, решила показать только новые поступления – триста произведений почти двухсот художников. Это примерно четвертая часть приобретенного музеем (в основном дары) за последние годы.

История МИСП рассказана на большом стенде во дворе. Зрелищность потребовала минимизировать текстовое сопровождение, что не позволяет публике узнать историю ленинградского-петербургского искусства за последние сто лет – про арт-группы и ярких звезд, стоявших особняком. Но эта выставка не про историю искусства, а про удачи музея в собирательской деятельности.

К таким удачам относятся «Портрет девочки» Александра Русакова, «Портрет мальчика с фруктами» Николая Лапшина. Лидеры ленинградской пейзажной школы редко обращались к портретному жанру. Превосходна своим тревожным взглядом «Девочка в желтой блузе» Лидии Тимошенко (на снимке). На дворе стоял 1934 год...

На вернисаже Павел Пригара, директор «Манежа», поздравляя мисповцев, заметил, что тридцатилетие ни в коем случае не итог. Только начало пути. Выставка это подтверждает.


#выставка #музей #искусство

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 235 (7072) от 15.12.2021 под заголовком «Заяц и Нерон».


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде
21 августа 2019

Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде

Русский музей развернул в Михайловском замке выставку к 150-летию Константина Сомова.

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»
16 августа 2019

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»

В своей картине режиссер противопоставляет жизненную правду - и ее вечную, несокрушимую экранную имитацию.

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине
06 августа 2019

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине

Оперетта хороша в любое время года, но летом - особенно.

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная
31 июля 2019

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная

Настал важный момент для культуры нашей страны: идет война за то, как она будет развиваться дальше.

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах
29 июля 2019

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах

Вспоминаем двух советских режиссеров.

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте
03 июля 2019

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте

Участие коллекционеров позволило наглядно показать контрасты художника, которого одинаково занимали темы бури и покоя.

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова
27 июня 2019

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова

Живопись, акварели, скульптура, фарфор, мебель, редкие книги — все это показывает хороший вкус коллекционера.

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди
13 июня 2019

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди

Это случилось на исторической сцене Мариинского театра на фестивале «Звезды белых ночей».

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина
11 июня 2019

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина

Туда можно попасть с экскурсией просветительской программы «Открытый город».

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга
10 июня 2019

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга

О том, как решения властей отражались в судьбе самых известных объектов города, можно узнать на выставке.

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета
08 июня 2019

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета

Спектакль молодого режиссера Романа Кочержевского – это тоска по живой душе в круговороте душ мертвых.

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
05 июня 2019

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции

Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?