В Музее-институте семьи Рерихов состоялась премьера спектакля «Иванов Павел»
В Музее-институте семьи Рерихов состоялась премьера забытого, а ныне возрожденного спектакля «Иванов Павел» (Иванов — с ударением на «а»). Эта «фантастическая опера с превращениями, провалами и апофеозом», посвященная лентяю-гимназисту, была популярна перед самой революцией.

ФОТО / Peterburg23 / CC BY 3.0
Опера была впервые поставлена в Троицком театре миниатюр в Петрограде 20 апреля 1915 года, после чего с успехом шла на этой сцене два года. Авторами либретто были петербургские режиссеры Виктор Раппапорт и Сергей Надеждин. Первый работал в том самом Троицком театре, поставил десятки спектаклей в различных жанрах, второй играл в Александринке, ставил спектакли в Литературно-художественном обществе.
В пьесе, которая была даже экранизирована и считается предшественником жанра мюзикла в России, были использованы мотивы из популярных классических опер и народных песен. Благодаря тексту оперы широкую известность приобрело выражение «Пифагоровы штаны на все стороны равны», до этого бытовавшее только в школьном фольклоре.
Идея возродить спектакль родилась в Музее истории школы Карла Мая. По словам его руководителя Никиты Благово, он узнал о ней еще больше тридцати лет назад от доцента Ленинградского госуниверситета Сергея Кожина, окончившего бывшую школу Карла Мая в 1935 году.
— Однажды, придя в музей, он напевал какой‑то неизвестный мне мотив, — рассказал Никита Владимирович. — Я поинтересовался, что за произведение. «Ну как же, это же «Иванов Павел»! Неужели он вам не знаком?» — ответил Сергей Аркадьевич и поведал о своем участии в школьной постановке пьесы, в которой исполнил роль учителя географии, и тут же напел: «Меридианы, меридианы, меридианы на части режут наши страны…».
Сергей Кожин нашел в Театральной библиотеке текст и ноты этого произведения. Мечту возродить спектакль долго не удавалось воплотить, пока идеей не заинтересовались в школе № 5 на 13‑й линии Васильевского острова, являющейся продолжателем школы Карла Мая и с недавних пор носящей его имя.
Театральную постановку организовали несколько педагогов, каждый из которых отвечал за свою часть — костюмы, музыку, декламацию, а актерами выступили школьники — с 6‑го по 11‑й класс. Представление приурочили к дню рождения Карла Мая.
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 214 (7297) от 15.11.2022 под заголовком «Пифагоровы штаны».
Материалы рубрики
В Москве открылась выставка к 150‑летию со дня рождения Михаила Пришвина
Образцовая акимовская актриса. Исполняется 90 лет Вере Карповой
В Кировске начала работу выставка «Стальной путь блокадного Ленинграда»
Коллекция ГМЗ «Гатчина» пополнилась 18 новыми экспонатами
Самое читаемое



Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде
Русский музей развернул в Михайловском замке выставку к 150-летию Константина Сомова.

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»
В своей картине режиссер противопоставляет жизненную правду - и ее вечную, несокрушимую экранную имитацию.

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине
Оперетта хороша в любое время года, но летом - особенно.

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная
Настал важный момент для культуры нашей страны: идет война за то, как она будет развиваться дальше.

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах
Вспоминаем двух советских режиссеров.

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте
Участие коллекционеров позволило наглядно показать контрасты художника, которого одинаково занимали темы бури и покоя.

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова
Живопись, акварели, скульптура, фарфор, мебель, редкие книги — все это показывает хороший вкус коллекционера.

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди
Это случилось на исторической сцене Мариинского театра на фестивале «Звезды белых ночей».

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина
Туда можно попасть с экскурсией просветительской программы «Открытый город».

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга
О том, как решения властей отражались в судьбе самых известных объектов города, можно узнать на выставке.

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета
Спектакль молодого режиссера Романа Кочержевского – это тоска по живой душе в круговороте душ мертвых.

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?
Комментарии