В Музее-институте семьи Рерихов работает выставка «Держава Света»

Она приурочена к 150‑летию со дня рождения Николая Рериха, художника, мыслителя, общественного деятеля, которое будет широко отмечаться в наступившем году. Основу проекта составили более 150 полотен художника из собрания Музея Востока (Москва). Большинство работ петербургский зритель увидит впервые.

В Музее-институте семьи Рерихов работает выставка «Держава Света» | «Книга жизни». 1939 год (фрагмент)./ФОТО АВТОРА

«Книга жизни». 1939 год (фрагмент)./ФОТО АВТОРА

В названии выставки использован заголовок сборника очерков Рериха, вышедшего в 1931 году. Как рассказала «Санкт-Петербургским ведомостям» Юлия Будникова, заместитель директора по музейно-выставочной работе, концепция выставки подсказана самим художником. Он был убежден, что культура — это врата в будущее, царство, которое наступит, если люди будут бороться за сохранение наследия.

Выставка начинается с показа пейзажей начала ХХ века, созданных художником во время путешествий по России — Печоры, Псков, Смоленск, Ростов Великий… Тогда это была просто седая старина, которой интересовались единицы. Позже во многом благодаря усилиям Рериха и его соратников древние храмы и крепости стали восприниматься как непреходящая ценность, а теперь они являются местами турис­тического паломничества. Следующие разделы посвящены пейзажам Китая, Монголии, Индии, Ирана, где путешествовал Рерих, изучая разные верования и культуры. Эти работы относятся к началу 1930‑х годов.

Отдельное пространство отведено пятидесяти гималайским пейзажам, созданным в конце 1930‑х годов. Рерих верил, что именно оттуда, с заснеженных вершин и вечных льдов, «посылались духовные зовы всему человечеству». По словам Будниковой, «музей разместил пейзажи так, что создается эффект присутствия в этом удивительном уголке земли. Этюды Рериха неповторимы — каждый из них фиксирует особое состояние природы. При этом они не сливаются во что‑то однообразное, а создают симфонию, которая рассказывает об этих священных для художника местах».

В финальной части выставки представлена известная картина «Ангел Последний», созданная в 1942 году. Рерих отсылает к редкому иконографическому образу XV века «Спас Благое Молчание». Первый раз художник обращался к этому сюжету в 1912 году. Через тридцать лет он возвращается к нему, картина создана в разгар Второй мировой войны. Ангел у Рериха изображен с мечом и свитком. Он явился, чтобы судить людей, отделить добро от зла. Интересно, что на поясе ангела изображен ключ от ада. Этот мотив использовал еще Альбрехт Дюрер в своей гравюре «Ангел с ключом от Ада», отпечатанной в 1497 – 1498 годах.

В течение всего января в гостях у Музея-института семьи Рерихов находится картина Рериха «Гонец». Она принадлежит Национальному музею Республики Алтай имени А. В. Анохина (Горно-Алтайск). По просьбе коллег петербургские музейщики нашли опытных реставраторов, которые очистили полотно от потемневших слоев старого лака. Теперь четко читается сюжет произведения: в полумраке изображен человек, который двигается на лодке по реке в сторону города. После расчисток в правой стороне картины проявилась фигура монаха.

Возможно, «Гонец» (название не авторское) представляет собой подготовительный эскиз к картине 1897 года «Гонец. Восстал род на род», дипломной работе Рериха в Академии художеств. Она была восторженно принята критикой, ее заметили Илья Репин и Сергей Дягилев. Павел Третьяков сразу приобрел картину для своей галереи.


#выставка #художник #творчество

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 3 (7579) от 11.01.2024 под заголовком «Духовный зов ».


Комментарии