В Музее городской скульптуры состоялась презентация книги искусствоведа Николая Кононихина
Книга «Петербург в XXI году. От Добужинского до наших дней» стала первым опытом исследования, как образ города отражается в произведениях художников, в основном — графиков, работающих в наши дни.

ФОТО Alicia Christin Gerald on Unsplash
В предисловии, правильнее сказать, добром напутствии и автору, и читателю, Александр Боровский, главный эксперт Русского музея по творческим стратегиям, справедливо заметил, что Петербург и графика — синонимичны, а Кононихин решил провести инвентаризацию графики, посвященной городу, работам художников, для которых петербургский пейзаж стал важной частью биографии.
Надо сразу заметить, что данная книга ни в коем случае не энциклопедия, не всеобъемлющее исследование и тому подобное. Автор рассказал «Санкт-Петербургским ведомостям», что был субъективен в выборе имен и сюжетов. Он опубликовал работы 55 художников от Александра Бихтера до Олега Хвостова, от Ольги Васильевой до Владимира Шинкарева. Автор книги предложил художникам в нескольких фразах высказать свое отношение к Петербургу. Приведу три цитаты. Александр Лыткин: «Для меня город прозрачный, хрупкий, зыбкий, как хрустальная ваза, в гранях которой… отражаются фрагменты городского мира». Ирина Роон: «Для меня Петербург очень уютный город. В нем и величественность, и камерность, и холодная строгость, и богемная небрежность. Большой, но не громадный. Динамичный, но не суетливый. Мне тут комфортно». Александр Флоренский: «В городе постоянно ломают старые красивые дома и строят на их месте новые, некрасивые. Но этот процесс не так активен, как в Москве, так что в целом пока еще город похож сам на себя».

Здесь уместно объяснить название и рассказать о структуре книги. Ее идея появилась у Кононихина в начале 2021 года и была связана со столетием альбома литографий Мстислава Добужинского «Петербург в двадцать первом году», в котором представлен великий город времен опустошительной Гражданской войны. Эти литографии, по мнению искусствоведа, положили начало современной иконографии Петербурга. Утверждение полемичное, но верное для круга художников, которые изображают город не как в цветных альбомах для туристов. И неважно, это Дворцовая площадь или набережные Обводного канала. Именно этот круг графиков интересует Кононихина. Книга должна была выйти тогда же, в 2021 году, что сделало бы игру цифр очевидной. По разным причинам ее выход задержался, но автор не стал менять название.
Что касается структуры книги, то Кононихин дополнил показ работ 55 художников текстом с собственной периодизацией петербургского пейзажа, снабженным множеством иллюстраций. В итоге в книге опубликованы более 400 произведений 120 художников из собраний пяти петербургских музеев и многочисленных частных коллекций.
Первые пять текстовых глав можно назвать историей вопроса. Они посвящены художникам объединения «Мир искусства», ленинградской пейзажной школе 1930‑х годов, мастерам ленинградской литографии 1930 – 1970‑х годов, «Арефьевскому кругу» 1950 – 1970‑х годов и «Митьковскому краеведению» 2000‑х. Остальные главы рассказывают о некоторых практиках бытования искусства в городском пространстве, в частности о паблик-арте. На мой взгляд, финальные главы где‑то излишне подробны, где‑то, наоборот, бегло конспективны и сообщают о фактах, хорошо известных читателям, которые интересуются современным искусством.
«Инвентаризация удалась», — пишет Александр Боровский в финале упомянутого предисловия. Даже если это не так, Кононихин выступил в трудной роли первопроходца. Теперь у других исследователей петербургского графического пейзажа появился повод для продолжения работы — дискуссии, называния других имен и иной периодизации. А пока жив Петербург, будут появляться его новые изображения и тексты о них.
Читайте также:
Север в фиолетовых тонах: путешествие фотографа Александра Моисеева в сердце русской глубинки
Раскинулась сцена широко. Как петербургские театры ищут новые формы и смыслы
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 100 (7922) от 05.06.2025 под заголовком «Синонимы Петербурга».
Комментарии