Раскинулась сцена широко. Как петербургские театры ищут новые формы и смыслы

Читаешь на афише — театр «Открытое пространство». И представляешь себе нечто вроде стадиона: арена, амфитеатр, тысячи зрителей… Мы связаны стереотипами, с которыми давно пора проститься и каждое понятие осваивать заново.

Раскинулась сцена широко. Как петербургские театры ищут новые формы и смыслы | Многоликие Алла Данишевская и Анна Буданова в спектакле театра «Открытое пространство» превращаются то в ученых дам, то в ворон, то в прихожанок, то в лисицу-оборотня./ФОТОАлександра ПАЛАЕВА/предоставлено театром «Открытое пространство»

Многоликие Алла Данишевская и Анна Буданова в спектакле театра «Открытое пространство» превращаются то в ученых дам, то в ворон, то в прихожанок, то в лисицу-оборотня./ФОТОАлександра ПАЛАЕВА/предоставлено театром «Открытое пространство»

На самом деле «Открытое пространство», как мне представляется, должно быть открыто для эксперимента, для новых тем, идей, имен, а пространство, где всему этому место, может быть как обычным, так и самым необычным. Этот театр, созданный Аллой Данишевской и ее товарищами по актерско-режиссерскому курсу Григория Козлова, сначала приютил Музей Достоевского, а с недавних пор коллектив поселился вблизи alma mater, на Моховой, заняв второй этаж жилого дома. Помещение нестандартное, как и сам театр: лабиринты, кирпичные неоштукатуренные стены, окна во дворы-колодцы… И репертуар нестандартный. Последняя премьера вообще уникальна. Называется «Камень. Зверь. Человек». По роману «Скугга-Бальдур» современного исландского писателя Сьона. Знаете такого? Вот и я, пока не посмотрела спектакль, не знала. Кое-какие ирландцы знакомы, норвежцы со шведами — тоже. А здесь — пробел.

Режиссер Яна Тумина этот пробел восполняет. Заодно сообщая, что под псевдонимом Сьон прячется живой классик, поэт и прозаик, лауреат престижных премий, нам известный разве что как соавтор песен «танцующей в темноте» Бьорк. А еще мы узнаем, что скугга-бальдур — это персонаж исландского фольклора, то ли кот, то ли лисица, мудрое существо, которое пули не боится, мороза не страшится, а уж человека и подавно.

Со встречи полярной чернобурки и непутевого священника Дальботнской церкви и начинается новый спектакль «Открытого пространства». Историю, типичную для народов Севера и в то же время родственную «Буранному полустанку» Чингиза Айтматова, четверо актеров рассказывают весьма изобретательно. Каждому достается по нескольку персонажей. Они используют и хореографию (недаром пластичная Анна Буданова работала с Антоном Адасинским в театре «Дерево»), и арсенал театра кукол, и игру с предметами, и мгновенное перевоплощение (артист БДТ Тарас Бибич, создавая ученого человека Фридйоунссона, за считанные секунды становится деревенским дурачком). Применяют опыт и навыки, накопленные за годы работы в разных театрах и у разных мастеров. Решающая роль — у союза режиссера с художниками Кирой Кималидиновой и Натальей Корниловой, они тонко чувствуют фактуру и цвет (костюмов, реквизита, декораций), предпочитая природные терракотовые оттенки и шершавые поверхности. Притча о сложных связях человека с природой звучит актуально, но без лишней назидательности. Как и полагается в открытом пространстве, где у каждой проблемы сотни решений.

Традиционные площадки тоже порой могут почувствовать себя открытыми для новых тем, мыслей и новой выразительности. Как это происходит, например, в постановке «Дети солнца» на александринской сцене или в чеховской «Дуэли», пять лет шедшей в Театре им. В. Ф. Комиссаржевской. Увы, в мае теат­ралам придется проститься с этими спектаклями, которые «уходят на покой», уступая место новинкам. Это процесс естественный. Хотя есть случаи иного рода, когда спектакли-долгожители десятилетиями питаются зрительским вниманием. Но в большинстве театров нынче в моде не только премьеры, но и «проекты», поэтому, вероятно, необходимо расчистить территорию и накопить силы.

Так, в Театре им. Ленсовета успешно осуществляется литературно-просветительская программа «Связь времен». В ней уже засветились Чехов, Довлатов, Пушкин. А в конце мая планируется читка «Набоков и К°». Примыкает к этому проекту и работа клуба любителей театра, который только что завершил сезон, исполнив «концерт по заявкам»: любимые артисты прочли стихи, отрывки из пьес и прозы, подсказанные им зрителями. Продолжая эту линию, Семен Стругачев готовит вечер «Особенности национального таланта», напоминая о своей работе в кино. Артист Александр Солоненко, в этом году дебютировавший на Малой сцене в качестве режиссера («Бог резни» Ясмины Реза), расширил горизонты своего творчества: он ставит чеховскую «Чайку» на сцене возрожденного Мариупольского русского драматического театра.

Моноспектаклю Семена Сытника «Блокадный дневник Александринки» тоже стало тесно в пространстве актерского фойе старейшего театра России, только что он побывал на гастролях в Минске, где имел заслуженный успех. А вот артисты Театра музыкальной комедии «тряхнули стариной» и впервые за 80 лет вышли на александринскую сцену, где выступали в дни блокады. В спектакле-концерте «Дорога к жизни» их приветствовали александринцы Сергей Паршин, Сергей Мардарь и Светлана Смирнова (любопытно было увидеть ее в роли В. А. Мичуриной-Самойловой, всю блокаду не покидавшей родной город). А молодые артисты Музкомедии показали репертуар, поднимавший дух защитников блокадного Ленинграда, — отрывки из оперетт «Марица», «Сильва», «Принцесса цирка», «Сорочинская ярмарка» и, конечно, «Раскинулось море широко», премьера которой состоялась здесь 7 ноября 1942 года.

Читайте также:

Найти свой остров. Театральный проект 27 выпустил спектакль «Кит плывёт на север»

На сцене Театра им. Ленсовета состоялась премьера спектакля «Театральный роман»


#театр #Открытое пространство #спектакль

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 90 (7912) от 22.05.2025 под заголовком «Раскинулась сцена широко».


Комментарии