Тенор для «Турандот»: знаменитая опера была дана в Концертном зале Мариинки
Опера «Турандот» Пуччини в полусценической версии была дана в Концертном зале Мариинского театра в честь юбилея тенора Ахмеда Агади, исполнившего партию принца Калафа. В партии неприступной принцессы выступила ярчайшая молодая сопрано Ольга Маслова, за пультом стоял Кристиан Кнапп.

ФОТО Jan Tinneberg on Unsplash
В свои 60 лет Ахмед Агади демонстрирует превосходную вокальную и физическую форму, сохраняя свежесть голоса и азарт юноши, будто только вчера вырвавшегося со студенческой скамьи на оперную сцену. Всякий раз он выходит на сцену словно впервые, поражая поклонников неутомимостью своего звонкого и полетного тенора, импульсивной драматургией сценического рисунка роли. Его герои не просто поют — они проживают свои подлинные жизни, полные нешуточных страстей, производя впечатление не бутафорской, а настоящей крови в трагических финалах.
Сила феноменальной выразительности голоса Ахмеда кроется не только в крепкой школе, полученной им в Московской консерватории у Евгения Кибкало, позволяющей ему на протяжении десятилетий держаться на плаву в океане оперы. Эта сила — в уникальной природе и манере, в которой академическая выучка тесно сплетена с народной традицией. Сплав академической и народной манер, выражающийся в сочной натуральности тона, взаимодействие культуры и стихии дает потрясающий эффект, высоко ценимый публикой, что возводит этого певца в ранг народных фаворитов.
Первой партией Ахмеда в Мариинском театре в сезоне 2005 – 2006 годов был Дон Хозе в «Кармен» Бизе. С тех пор его репертуар пополнился множеством партий преимущественно в итальянских операх, среди которых и Радамес в «Аиде», и Габриэле Адорно в «Симоне Бокканегра», и Манрико в «Трубадуре» Верди, и кавалер де Грие в «Манон Леско», и Дик Джонсон в «Девушке с Запада» Пуччини. Певцу удалось избежать в Мариинском театре явного искушения Вагнером — любимым композитором Валерия Гергиева, чьи оперы наверняка могли бы обогатиться участием тенора Агади, ведь и в «Лоэнгрине», и в тетралогии, и в «Парсифале» тенорам достаются партии главных героев. Певец мудро держится в рамках итальянского репертуара, чем и обеспечивает долголетие своего голоса.

Ахмеду Агади очень повезло заполучить в «Турандот» такую певицу, как Ольга Маслова, которая за пару последних лет успела выйти в ней на нескольких сценах итальянских театров. Этот опыт невозможно было не заметить в том, как тонко, пластически и интонационно выстроенно и продуманно создавала Ольга образ китайской принцессы. Когда‑то она небезуспешно пробовала петь в этой опере во Владивостоке на Приморской сцене Мариинского театра, но то, что она сумела предъявить в Мариинском-3, вызвало восхищение. Она заворожила магией вокала. Такой харизматичный мифический восточный принц, каким получился он у Агади, не мог не притянуть равновеликую принцессу. Надо было слышать, с каким запасом прочности спел Ахмед знаменитую победительную арию Nessun dorma о своей мечте выйти живым в жестоком турнире из трех загадок Турандот, как не скрывал он в голосе своего ликования.
Ольга Маслова захватила с первых же звуков выходной арии In questa Reggia («В столице этой — давным-давно то было — раздался стон отчаянья и боли. Этот стон через много поколений, не смолкая, живет в моей душе»), загипнотизировав публику сталью своего голоса, вмиг заполонившего зал-тысячник. Певица захватывала публику тем, как осмысленно пропевала она текст, в каждом слове находя поворот эмоций и смыслов, повод вспыхнуть и ожесточиться. Но она пела не о жестокой самодурке, но об очень умной, чувственно утонченной, душевно истерзанной особе, для которой месть была делом чести, пока процесс смертей не прервала любовь.
Сильной женщиной в этой «Турандот» предстала и Лиу в роскошном исполнении Татьяны Павловской, безответно и безнадежно влюбленной в Калафа, принесшей себя в жертву. Заключительный развернутый дуэт Турандот и Калафа был подобен дуэту небожителей, обретших свое «я».
Читайте также:
В Мариинском театре показали спектакль Большого театра «Путешествие в Реймс» Россини
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 85 (7907) от 15.05.2025 под заголовком «Тенор для «Турандот»».
Комментарии